Типы документов



Апелляционное определение суда Еврейской автономной области от 05.07.2023 N 33а-481/2023 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда от 06.03.2023, которым было признано недействующим постановление администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО от 28.12.2021 N 186 "Об установлении ставок арендной платы и размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов на территории муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области">



СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2023 г. по делу в„– 33а-481/2023

Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В.,
судей Папуловой С.А., Золотаревой Ю.Г.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя О. к администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 06.03.2023.
Заслушав доклад судьи Папуловой С.А., заключение помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д., судебная коллегия

установила:

О. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - администрация МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, администрация) об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Просил признать недействующим:
1. постановление администрации МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО от 28.12.2021 в„– 186 "Об установлении ставок арендной платы и размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов на территории МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО" (далее - постановление от 28.12.2021 в„– 186), в части: положения п.п. 1, 2, 3 таблицы в приложении в„– 1, устанавливающих ставку арендной платы в размере 4,04 руб. на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Октябрьского района, подлежащей начислению для такого вида разрешенного использования земельного участка, как "сельскохозяйственное использование" (код 1.3), "растениеводство" (код 1.1), "выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" (код 1.2), с момента принятия нормативного акта;
2. постановление администрации МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО от 10.01.2022 в„– 1 "Об одобрении экономического обоснования установления ставок арендной платы и размера коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов на территории МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО" (далее - постановление от 10.01.2022 в„– 1) полностью, с момента принятии нормативного акта.
Определением суда от 23.01.2023 к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор Октябрьского района ЕАО.
Определением суда от 08.02.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава КФХ Г.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от 06.03.2023 административное исковое заявление удовлетворено частично.
Постановление администрации МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО от 28.12.2021 в„– 186 признано недействующим со дня его принятия.
Администрация МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО обязана опубликовать сообщение о данном решении суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в одном из официальных источников опубликования нормативных правовых актов администрации муниципального образования.
В удовлетворении требований о признании недействующим постановления администрации МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО от 10.01.2022 в„– 1 отказано.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в судебную коллегию по административным делам суда ЕАО с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в части признания постановления от 28.12.2021 в„– 186 недействующим.
Жалоба мотивирована тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией в пределах компетенции, поскольку администрация имеет статус органа местного самоуправления, руководствующегося в своей деятельности положениями Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ).
Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, утвержденное решением Собрания депутатов муниципального района от 09.09.2010 в„– 150 (далее - Положение от 09.09.2010 в„– 150), регулирует отношения, возникающие в связи с передачей в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а не земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором Октябрьского района ЕАО, представителем административного истца П. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Административный истец О., представитель административного ответчика администрации МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, заинтересованное лицо - глава КФХ Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, ходатайство об отложении не заявили, в связи с этим на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав заключение помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д., судебная коллегия по административным делам суда ЕАО приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 79 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановления от 27.09.2016 в„– 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым в силу положений названного кодекса суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции, учитывая, что решение суда обжалуется только административным ответчиком и исключительно в части выводов суда о частичном удовлетворении административного искового заявления о признании постановления администрации МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО от 28.12.2021 в„– 186 недействующим со дня его принятия. Решение суда в части отказа в удовлетворении оставшихся административных исковых требований О. никем не обжалуется.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Материалами дела установлено, что О. является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах Октябрьского муниципального района ЕАО, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для выращивания (производства) сельскохозяйственной продукции.
Так, администрацией Октябрьского района ЕАО ему переданы в аренду два земельных участка:
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, на срок с 06.03.2013 по 05.03.2023 (договор от 04.03.2013 в„– <...>, соглашение от 28.04.2018 о передаче прав и обязанностей по договору в„– <...>);
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, на срок с 11.11.2013 по 10.11.2023 (договор от 08.11.2013 в„– <...>, соглашение от 28.04.2018 о передаче прав и обязанностей по договору в„– <...>).
Постановлением администрации МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО от 28.12.2021 в„– 186 установлены ставки арендной платы и размеры коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов на территории МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО.
В приложении в„– 1 в пунктах 1, 2, 3 код 1.0 "Сельскохозяйственное использование", код 1.1 "Растениеводство", код 1.2 "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур", установлена ставка арендной платы 4,04.
Текст постановления от 28.12.2021 в„– 186 опубликован в информационном бюллетене "Правовой вестник Октябрьского района" и размещен на официальном сайте МО "Октябрьский муниципальный район".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нормативные правовые акты, делегирующие полномочия Собрания депутатов администрации муниципального района по принятию муниципальных правовых актов, в частности, постановления 28.12.2021 в„– 186 не издавались, следовательно, установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к исключительной компетенции Собрания депутатов.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, в силу пунктов "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, гарантии его осуществления, включая правовые основы определения структуры органов местного самоуправления, формирования органов местного самоуправления и компетенция, закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 указанного закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона в„– 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 39.7 ЗК РФ закреплено, что если иное не установлено приведенным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 постановление правительства ЕАО от 28.12.2019 в„– 491-пп "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" ставка арендной платы и размер коэффициента за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований ЕАО, наделенными в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона в„– 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено названным Федеральным законом (часть 3 статьи 43 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона в„– 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 15 Устава МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, утвержденным решением районного Собрания депутатов от 29.07.1999 в„– 18, Собрание депутатов Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области является представительным органом местного самоуправления муниципального района.
В исключительной компетенции Собрания депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (подпункт 5 пункта 2 статьи 18 Устава).
В соответствии с Положением от 09.09.2010 в„– 150 Собрание депутатов муниципального района определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контролирует его исполнение (пункт 6.1); устанавливает размеры ставок арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности (пункт 6.5).
Размеры ставок арендной платы на объекты, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются решением Собрания депутатов муниципального района (пункт 11.2).
Решением Собрания депутатов муниципального района от 03.10.2013 в„– 384 внесены изменения в Положение, в том числе, пункт 11 дополнен пунктом 11.4, согласно которому, размеры коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках на территории муниципального района, устанавливаются решением Собрания депутатов муниципального района.
При этом администрация реализует полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования на основе и в пределах, установленных настоящим Положением (пункт 7.1 Положения от 09.09.2010 в„– 150).
Таким образом, администрация МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, обладая полномочиями по распоряжению, как муниципальными земельными участками, так и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочием по принятию решений, обязательных для исполнения на территории муниципального образования в части установления ставок арендной платы и размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не обладает. Не обладает она таким правом и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Доказательств обратному ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
По вышеуказанным основаниям доводы жалобы о том, что Положение от 09.09.2010 в„– 150 регулирует отношения, возникающие в связи с передачей в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а не земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, подлежат отклонению как несостоятельные.
Поскольку оспариваемое постановление принято администрацией с превышением полномочий, применив разъяснения, содержащиеся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", о том, что суд, установив нарушения порядка принятия и введения в действие акта, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью, как не имеющего юридической силы с момента его принятия, суд первой инстанции правомерно признал постановление от 28.12.2021 в„– 186 недействующим со дня его принятия.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения, сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется, так как полностью соответствует положениям действующего законодательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 06.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд ЕАО в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий
И.В.ГАВРИКОВ

Судьи
С.А.ПАПУЛОВА
Ю.Г.ЗОЛОТАРЕВА


------------------------------------------------------------------