Типы документов



Постановление мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО от 16.01.2023 N 16 "О функционировании единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области"



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ГОРОД БИРОБИДЖАН"
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

МЭРИЯ ГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2023 г. в„– 16

О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД БИРОБИДЖАН" ЕВРЕЙСКОЙ
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 в„– 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21.11.2011 в„– 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области и в целях дальнейшего повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации, координации действий дежурно-диспетчерских служб, их сил и средств при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - городской округ) мэрия города

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - ЕДДС).
2. Муниципальному казенному учреждению "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" (далее - МКУ "Управление по делам ГО и ЧС") привести в соответствие предъявляемым требованиям оперативную документацию ЕДДС.
3. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, имеющих дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС), в соответствии с заключенными соглашениями своевременно представлять в ЕДДС информацию о произошедших авариях, катастрофах и чрезвычайных ситуациях.
4. Признать утратившим силу постановление мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 04.12.2018 в„– 2554 "О функционировании единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области".
5. Опубликовать настоящее постановление в "Муниципальной информационной газете" и сетевом издании "ЭСМИГ".
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Мэр города
М.А.СЕМЕНОВ





УТВЕРЖДЕНО
постановлением мэрии города
муниципального образования
"Город Биробиджан"
Еврейской автономной области
от 16.01.2023 в„– 16

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД БИРОБИДЖАН" ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

1. Термины, определения и сокращения

1.1. В настоящем Положении о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области применены следующие сокращения:
АИУ РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
АПК "Безопасный город" - аппаратно-программный комплекс "Безопасный город";
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АТС - автоматическая телефонная станция;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ГО - гражданская оборона;
ГУ - Главное управление;
ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования;
ИС "Атлас опасностей и рисков" - информационная система "Атлас опасностей и рисков", сегмент АНУС РСЧС;
ИСДМ-Рослесхоз - информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства;
КСА - комплекс средств автоматизации;
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
МКА ЖКХ - федеральная система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
МП "Термические точки" - мобильное приложение "Термические точки";
МФУ - многофункциональное устройство;
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
ОДС - оперативная дежурная смена;
ОИВС - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
ОМСУ - орган местного самоуправления;
ПОО - потенциально опасные объекты;
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
система - 112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
УКВ/КВ - ультракороткие волны/короткие волны;
ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации;
ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях;
ЭОС - экстренные оперативные службы;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
1.2. В настоящем Положении о ЕДДС определены следующие термины с соответствующими определениями:
гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
"Личный кабинет ЕДДС" - инструмент (раздел) ИС "Атлас опасностей и рисков", который позволяет автоматизировать обмен оперативной и плановой информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) между органами повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней;
МП "Термические точки" - платформа для визуального отображения данных, полученных с применением системы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций МЧС России, система осуществляет раннее обнаружение очагов природных пожаров;
оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты;
экстренные оперативные службы - служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, порядок работы, состав и структуру, требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу, комплектованию и подготовке кадров, помещениям, оборудованию, финансированию ЕДДС.
2.2. ЕДДС осуществляет обеспечение деятельности ОМСУ в области:
защиты населения и территории от ЧС;
управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, а также сил и средств в условиях ведения ГО;
организации информационного взаимодействия ФОИВ, ОИВС, ОМСУ и организаций при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений и при решении задач в области защиты населения и территории от ЧС и ГО;
оповещения и информирования населения о ЧС;
координации деятельности органов повседневного управления РСЧС муниципального уровня.
2.3. ЕДДС создается ОМСУ как самостоятельное юридическое лицо либо в составе юридического лица или администрации муниципального образования за счет ее штатной численности. Организационная структура и численность персонала зависит от категории ЕДДС и характеристик муниципального образования, определяется нормативным актом высшего должностного лица муниципального образования.
Общее руководство ЕДДС осуществляет руководитель ОМСУ, непосредственное - руководитель ЕДДС.
Координацию деятельности ЕДДС в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляет ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
2.4. ЕДДС обеспечивает координацию всех ДДС муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС (происшествий), а также является координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС и при реагировании на ЧС (происшествия).
2.5. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с постоянно действующими органами и органами повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровня, организациями (подразделениями) ОИВС, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), ДДС, действующими на территории муниципального образования, и ЕДДС соседних муниципальных образований.
Порядок взаимодействия регулируется в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 в„– 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 28.12.2020 в„– 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", Приказами МЧС России от 26.08.2009 в„– 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2009 в„– 15039), от 11.01.2021 в„– 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2021 в„– 62744), от 05.07.2021 в„– 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2021 в„– 65025), от 05.07.2021 в„– 430 "Об утверждении Правил обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях" (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2021 в„– 65150), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, другими нормативными документами в области информационного взаимодействия, а также соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии, подписанными в установленном порядке.
2.6. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии с ДДС, в установленном порядке нормативными актами МЧС России, законодательством субъекта Российской Федерации, настоящим Положением, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.

3. Основные задачи ЕДДС

ЕДДС выполняет следующие основные задачи:
обеспечение координации сил и средств РСЧС и ГО, их совместных действий, расположенных на территории муниципального образования, доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по ГО, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), доведение информации о принятии необходимых экстренных мер и решений в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС муниципального образования, Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования;
обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС (через "Личный кабинет ЕДДС");
прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС;
прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
оповещение и информирование руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС о ЧС (происшествии); обеспечение оповещения и информирования населения о ЧС (происшествии);
организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления РСЧС, ОМСУ и ДДС, а также с органами управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;
информирование ДДС, сил РСЧС, привлекаемых к предупреждению ЧС, а также ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств, в пределах своих полномочий;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование отчетов по поступившей информации;
оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований в соответствии с планами взаимодействия при угрозе распространения ЧС на территорию соседних муниципальных образований;
организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе через систему - 112, и контроля результатов реагирования;
взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами территориальных (местных) гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.

4. Основные функции ЕДДС

На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:
прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации;
прием, регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от ДДС, действующих на территории муниципального образования, сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия) и доведение ее до реагирующих служб;
обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение его масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествия);
самостоятельное принятие необходимых решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
оповещение руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил ГО и РСЧС муниципального уровня, ДДС о ЧС (происшествиях);
информирование ДДС и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
организация взаимодействия с органами управления ГО и ЕДДС соседних муниципальных образований по вопросам обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о ЧС по решению высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ);
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в соответствии с Приказом МЧС России от 11.01.2021 в„– 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2021 в„– 62744);
представление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности в установленном порядке;
уточнение и координация действий привлеченных ДДС по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования посредством МКА ЖКХ;
мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств;
информационное обеспечение КЧС и ОПБ муниципального образования;
накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о муниципальном образовании, органах управления на территории муниципального образования (в том числе их ДДС), силах и средствах ГО и РСЧС на территории муниципального образования, ПОО, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием АРГУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
контроль и принятие мер по обеспечению готовности к задействованию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения (при ее наличии), а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
организация профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства на муниципальном уровне РСЧС;
осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления РСЧС, в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС" и АПК "Безопасный город";
представление в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС (происшествий) или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий), об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях возможного развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава ОМСУ, ДДС, глав сельских поселений (старост населенных пунктов), организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей, туристических групп на территории муниципального образования.

5. Порядок работы ЕДДС

5.1. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены.
5.2. К несению дежурства в составе оперативной дежурной смены ЕДДС допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства.
Специалисты ЕДДС должны проходить дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам подготовки в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, в течение первого года со дня назначения на должность и не реже одного раза в пять лет.
5.3. Перед заступлением очередной ОДС на дежурство руководителем ЕДДС или лицом, его замещающем, должен проводиться инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС согласно утвержденному плану проведения инструктажа. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
Со сменяющейся ОДС ЕДДС руководителем ЕДДС (или лицом, его замещающим) проводится подведение итогов несения оперативного дежурства, в ходе которого осуществляется разбор действий дежурно-диспетчерского персонала за прошедшее дежурство, доводятся основные недостатки и указываются меры, исключающие повторение выявленных недостатков.
5.4. В ходе приема-сдачи дежурства специалисты заступающей ОДС принимают у специалистов сменяющейся ОДС документацию, средства связи, АРМ и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнал приема-сдачи дежурства.
5.5. Привлечение специалистов оперативной дежурной смены ЕДДС к решению задач, не связанных с несением оперативного дежурства, не допускается.
5.6. Во время несения дежурства специалисты ОДС ЕДДС выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий.
При нарушении трудовой дисциплины, безопасности связи, правил эксплуатации техники (оборудования), техники безопасности и пожарной безопасности дежурно-диспетчерский персонал может быть отстранен от несения дежурства.
Право отстранения от дежурства дежурно-диспетчерского персонала возлагается на руководителя ЕДДС (или лицо, его замещающее).
В зависимости от степени тяжести и последствий допущенных нарушений виновные лица ОДС привлекаются к установленной законом ответственности в соответствии с действующим законодательством.
5.7. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС по всем имеющимся каналам связи и информационным системам.
Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется установленным порядком дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС и незамедлительно передается в ЭОС, которые необходимо направить в зону ЧС (происшествия), а также в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
5.8. Ежемесячно руководителем ЕДДС или лицом, его замещающим, проводится анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории муниципального образования.
5.9. Анализы функционирования ЕДДС муниципального образования и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории муниципального образования, ежеквартально рассматриваются на заседании КЧС и ОПБ муниципального образования.
5.10. Анализ функционирования ЕДДС ежегодно рассматривается на заседании КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.

6. Режимы функционирования ЕДДС

6.1. ЕДДС функционирует в режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС; повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
6.2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС муниципального образования осуществляет:
прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов в установленном порядке;
мероприятия по поддержанию в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, систем связи и технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке - председателю КЧС и ОПБ муниципального образования, руководителю органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, создаваемого при ОМСУ, в ЭОС, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России и в организации (подразделения) ОИВС, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территории от ЧС;
по решению высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с пульта управления ЕДДС проводит информирование населения о ЧС;
мониторинг и анализ данных информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных природных явлениях, о состоянии ПОО, опасных производственных объектов, а также о состоянии окружающей среды, в том числе от АПК "Безопасный город" и АИУС РСЧС;
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
разработку, корректировку и согласование с ДДС, действующими на территории муниципального образования, соглашений и регламентов информационного взаимодействия при реагировании на ЧС (происшествия);
контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения муниципального образования;
уточнение и корректировку действий ДДС, привлеченных к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру - 112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе - 112;
организация работы со старостами населенных пунктов в соответствии с утвержденным графиком взаимодействия ОДС ЕДДС;
направление в органы управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС по принадлежности прогнозов, полученных от ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и моделей развития обстановки по неблагоприятному прогнозу в пределах муниципального образования.
6.3. ЕДДС взаимодействует с ДДС, функционирующими на территории муниципального образования, на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии, согласно которым оперативная информация о текущей обстановке в режиме повседневной деятельности передается в ЕДДС.
6.4. Сообщения, поступившие в ДДС и идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
6.5. В режим повышенной готовности ЕДДС привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) переводятся решением высшего должностного лица муниципального образования при угрозе возникновения ЧС. В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств РСЧС, ЭОС и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ муниципального образования, органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке - председателю КЧС и ОПБ муниципального образования, руководителю органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, создаваемого при ОМСУ, в ЭОС, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России и в организации (подразделения) ОИВС, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территории от ЧС;
получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории муниципального образования, на потенциально опасных объектах, опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
корректировку алгоритмов действий ЕДДС на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ЭОС и ДДС организаций, силами и средствами РСЧС, действующими на территории муниципального образования в целях предотвращения ЧС;
координацию действий ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС или смягчению ее последствий;
обеспечение информирования населения о ЧС;
по решению высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с пульта управления ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС (в том числе по каналам операторов сотовой связи);
представление докладов в органы управления в установленном порядке;
направление в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и другие органы управления в установленном порядке сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
6.6. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) и силы муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС переводятся решением руководителя высшего должностного лица муниципального образования при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
организует экстренное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их действий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
осуществляет сбор, обработку и представление собранной информации, проводит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ЭОС и ДДС организаций, действующих на территории муниципального образования;
по решению высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с пульта управления ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС;
осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий ЭОС, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств РСЧС;
осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, высшим должностным лицом муниципального образования (председателем КЧС и ОПБ), ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и организациями (подразделениями) ОИВС, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территории от ЧС, оперативным штабом ликвидации ЧС и тушения пожаров, ЭОС, ДДС организаций, а также со старостами населенных пунктов и главами сельских поселений о ходе реагирования на ЧС и ведения аварийно-восстановительных работ;
осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
готовит и представляет в вышестоящие органы управления доклады и донесения о ЧС в установленном порядке;
готовит предложения в решение КЧС и ОПБ муниципального образования на ликвидацию ЧС;
ведет учет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, действующих на территории муниципального образования, привлекаемых к ликвидации ЧС.
6.7. При подготовке к ведению и ведении ГО ЕДДС осуществляют:
получение сигналов оповещения и (или) экстренной информации, подтверждают ее получение у вышестоящего органа управления ГО;
организацию оповещения руководящего состава ГО муниципального образования, сил ГО, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
обеспечение оповещения населения, находящегося на территории муниципального образования;
организацию приема от организаций, расположенных на территории муниципального образования, информации по выполнению мероприятий ГО с доведением ее до органа управления ГО муниципального образования;
ведение учета сил и средств ГО, привлекаемых к выполнению мероприятий ГО.
6.8. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
6.9. Функционирование ЕДДС при подготовке к ведению и ведении ГО осуществляется в соответствии с планом приведения в готовность гражданской обороны и планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования и инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
6.10. В муниципальных образованиях, не находящихся в безопасном районе, при приведении в готовность ГО предусматривается размещение ОДС ЕДДС на защищенных пунктах управления.

7. Состав и структура ЕДДС

7.1. ЕДДС включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения.
7.2. В состав персонала ЕДДС входят:
руководство ЕДДС: руководитель ЕДДС, заместители руководителя ЕДДС (заместители руководителя ЕДДС - старшие дежурные оперативные);
дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС: старший дежурный оперативный, дежурные оперативные, помощники дежурного оперативного - операторы - 112 (с учетом решений проектно-сметной документации по реализации системы - 112);
аналитик;
специалист службы технической поддержки.
Рекомендуемый состав, численность и структура специалистов ЕДДС определены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
7.3. Из числа дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС формируются ОДС из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от категории ЕДДС, характеристик муниципального образования (наличия ПОО, состояния транспортной инфраструктуры, наличия рисков возникновения ЧС (происшествий)) (но не менее двух человек в ОДС).
7.4. Количество помощников дежурного оперативного - операторов - 112 в составе ОДС определяется в зависимости от категории ЕДДС, количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки, но не менее чем указано в утвержденной проектной документации (с учетом решений проектно-сметной документации по реализации системы - 112).
Помощники дежурного оперативного - операторы - 112 должны отвечать квалификационным требованиям, установленным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2021 в„– 681н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов".
7.5. Для выполнения функциональных обязанностей аналитика и специалиста службы технической поддержки ЕДДС могут быть привлечены специалисты соответствующего профиля, не входящие в состав штатной структуры ЕДДС.
7.6. Численный состав ЕДДС при необходимости может быть дополнен другими должностными лицами по решению высшего должностного лица муниципального образования.

8. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС

8.1. Комплектование ЕДДС личным составом осуществляется в порядке, установленном ОМСУ.
8.2. Основными формами обучения на местах персонала ЕДДС являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, а также в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС.
8.3. Мероприятия оперативной подготовки осуществляются в ходе проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации тренировок, а также в ходе тренировок с ДДС, действующими на территории муниципального образования, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС.
8.4. На дополнительное профессиональное образование специалисты ЕДДС направляются решением руководителя ЕДДС. Дополнительное профессиональное образование специалистов ЕДДС проводят в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъекта Российской Федерации, курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности; стажировки - на рабочем месте. Специалисты ЕДДС должны проходить дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки не реже одного раза в пять лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, дополнительное профессиональное образование проводится в течение первого года работы.
8.5. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками руководство ЕДДС организовывает подготовку дежурно-диспетчерского персонала по специально разработанной МЧС России программе с последующим принятием зачетов не реже 1 раза в год.
8.6. При необходимости дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС может быть направлен на прохождение стажировки в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

9. Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому
персоналу ЕДДС

9.1. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:
требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для муниципального образования;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а также другую информацию о регионе и муниципальном образовании;
состав сил и средств постоянной готовности территориального звена РСЧС муниципального образования, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
зону ответственности ЕДДС и зоны ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории муниципального образования;
потенциально опасные объекты, опасные производственные объекты, объекты социального назначения, объекты с массовым пребыванием людей, находящихся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики;
порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
порядок использования различных информационно-справочных ресурсов и материалов, в том числе паспортов территорий;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
общую характеристику соседних муниципальных образований;
функциональные обязанности и должностные инструкции;
алгоритмы действий персонала ЕДДС в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия персонала ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
правила и порядок ведения делопроизводства.
9.2. Руководитель (заместители руководителя) ЕДДС должен обладать навыками:
организовывать выполнение и обеспечивать контроль выполнения поставленных перед ЕДДС задач;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС, действующими на территории муниципального образования, и службами жизнеобеспечения муниципального образования;
организовывать оперативно-техническую работу, дополнительное профессиональное образование личного состава ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
уметь использовать в работе информационные системы.
9.3. Требования к руководителю ЕДДС: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в области обеспечения защиты населения и территорий и дополнительное профессиональное образование по установленной программе в соответствии с программой повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
9.4. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен обладать навыками:
осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации ЧС (происшествий);
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
качественно и оперативно осуществлять подготовку управленческих, организационных и планирующих документов;
применять в своей работе данные прогнозов развития обстановки;
обеспечивать оперативное руководство и координацию деятельности органов управления и сил ГО муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС;
осуществлять мониторинг средств массовой информации в сети Интернет;
использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на АРМ, в том числе установленного комплекта видео-конференц-связи;
применять данные информационных систем и расчетных задач;
работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ офисного пакета, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом и информационно-справочными ресурсами);
уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС (в том числе системой - 112, АПК "Безопасный город", АИУС РСЧС (ИС "Атлас опасностей и рисков"), МКА ЖКХ, ИСДМ-Рослесхоз и др.);
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 150 символов в минуту;
четко говорить по радиостанции и телефону одновременно с работой за компьютером;
своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или ЧС (происшествию);
в соответствии с установленными временными нормативами осуществлять подготовку оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов, а также информирование руководства муниципального образования о ЧС, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
запускать аппаратуру информирования и оповещения населения;
использовать различные информационно-справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для подготовки оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов.
9.5. Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства муниципального образования;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения руководителя ЕДДС;
выполнять задачи, не предусмотренные должностными обязанностями и инструкциями, и использовать оборудование и технические средства не по назначению.
9.6. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС:
наличие высшего или среднего специального образования;
умение пользоваться техническими средствами, установленными в зале ОДС ЕДДС;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
знание правил эксплуатации технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, а также структуры, способов и порядка оповещения населения муниципального образования;
наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению деятельности;
наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
9.7. ЕДДС могут предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.

10. Требования к помещениям ЕДДС

10.1. ЕДДС представляет собой рабочие помещения для персонала ЕДДС (зал ОДС, кабинет руководителя ЕДДС, комната отдыха и приема пищи, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией (перечень документации в соответствии с ГОСТ Р 22.07.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения"). ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых ОМСУ. По решению руководителя ОМСУ в ЕДДС могут оборудоваться и иные помещения.
10.2. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой работоспособности оборудования ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
10.3. Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек - первой категории особой группы.
10.3.1. В целях обеспечения непрерывной работы ЕДДС должна быть оснащена резервным источником электропитания достаточной мощности, чтобы обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных рабочих мест ЕДДС, системы - 112 и серверного оборудования.
10.3.2. Система резервного электроснабжения должна обеспечить работоспособность системы телефонной связи, системы серверного оборудования, системы видео-конференц-связи, системы отображения информации, системы оповещения, системы мониторинга транспортных средств, системы внутренней связи в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания.
10.4. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, и на основе значений количества специалистов ОДС.
10.5. Зал ОДС ЕДДС должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве ОДС, а также высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ), заместителя председателя КЧС и ОПБ.
10.6. Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц зал оперативной дежурной смены ЕДДС оборудуется автоматическим запорным устройством и средствами видеонаблюдения. Порядок допуска в помещения ЕДДС определяется нормативным актом ОМСУ или юридического лица, в состав которого входит ЕДДС.
10.7. Для несения круглосуточного дежурства оперативной дежурной смены ЕДДС должна быть предусмотрена отдельная комната отдыха и приема пищи, оборудованная необходимыми бытовыми условиями.
10.8. Каждый сотрудник ЕДДС обязан носить специальную форму во время исполнения служебных обязанностей в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".

11. Требования к оборудованию ЕДДС

11.1. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации со всеми взаимодействующими органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая: КСА ЕДДС; КСА системы - 112 (с учетом решений проектно-сметной документации по реализации системы - 112); систему связи и систему оповещения.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения должна соответствовать требованиям Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365 (зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 в„– 60567).
11.2. КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС возложенных функций и должен включать технически взаимосвязанные: систему хранения, обработки и передачи данных; систему видео-конференц-связи; систему отображения информации; систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств.
КСА ЕДДС создаются как муниципальные информационные системы, к которым предъявляются требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, установленные законодательством Российской Федерации.
11.2.1. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов: оборудование ЛВС, оборудование хранения и обработки данных, оргтехника.
11.2.1.1. Оборудование ЛВС должно обеспечивать объединение АРМ ЕДДС для обмена между ними информацией в электронном виде, подключение к внешним сетям (выделенным сетям связи и Интернету). Подключение ЛВС к сети Интернет должно осуществляться только с применением сертифицированных средств защиты информации. При отсутствии сертифицированных средств защиты к сети Интернет могут подключаться автоматизированные места, не включенные в ЛВС.
Подключение АРМ персонала ЕДДС к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре МЧС России должно осуществляться только с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.
Оборудование ЛВС должно состоять из следующих основных компонентов:
первичный маршрутизатор (коммутатор);
коммутаторы для построения иерархической структуры сети.
Подключение ЛВС к внешним сетям должно быть осуществлено при помощи каналообразующего оборудования, реализующего ту или иную технологию подключения.
Оборудование ЛВС должно размещаться в телекоммуникационных шкафах в помещениях с соответствующими климатическими условиями. Для поддержания в телекоммуникационных шкафах установленной температуры и влажности должны быть установлены системы кондиционирования.
11.2.1.2. Оборудование хранения и обработки данных должно включать в себя следующие основные элементы:
сервера повышенной производительности для хранения информации (файлы, базы данных);
АРМ персонала ЕДДС с установленными информационными системами.
Сервера должны обеспечивать хранение и обработку информации как в формализованном, так и в неформализованном виде. Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.
АРМ персонала ЕДДС должны поддерживать работу в основных офисных приложениях (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, электронная почта), а также в специализированном программном обеспечении.
11.2.2. Система видео-конференц-связи должна обеспечивать участие персонала ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях со всеми взаимодействующими органами управления. Система видео-конференц-связи должна состоять из следующих основных элементов: видеокодек, видеокамера, микрофонное оборудование, оборудование звукоусиления.
11.2.2.1. Видеокодек может быть реализован как на аппаратной, так и на программной платформе. Видеокодек должен обеспечивать:
работу по основным протоколам видеосвязи (Н.323, SIP);
выбор скорости соединения;
подключение видеокамер в качестве источника изображения;
подключение микрофонного оборудования в качестве источника звука.
11.2.2.2. Видеокамера должна обеспечивать возможность показа общего вида помещения ЕДДС, а также наведение на участника (участников) селекторного совещания. В видеокамере должны быть реализованы функции трансфокации (приближение/удаление), а также функции поворота с помощью пульта дистанционного управления или через интерфейс компьютера.
11.2.2.3. Микрофонное оборудование должно обеспечивать:
разборчивость речи всех участников селекторного совещания;
подавление "обратной связи";
включение/выключение микрофонов участниками совещания;
возможность использования более чем одного микрофона.
При необходимости для подключения микрофонов может быть использован микшерный пульт.
11.2.2.4. Оборудование звукоусиления должно обеспечивать транслирование звука от удаленного абонента без искажений.
Оборудование звукоусиления должно быть согласовано с микрофонным оборудованием для исключения взаимного негативного влияния на качество звука.
11.2.2.5. Изображение от удаленного абонента должно передаваться на систему отображения информации ЕДДС.
11.2.2.6. Система видео-конференц-связи должна быть согласована по характеристикам видеоизображения с системой отображения информации.
11.2.3. Система отображения информации (видеостена) должна обеспечивать вывод информации с АРМ, а также с оборудования видео-конференц-связи.
Система отображения информации должна состоять из видеостены, реализованной на базе жидкокристаллических или проекционных модулей. Размеры видеостены должны соответствовать размеру помещения и обеспечивать обзор с любого АРМ в зале ОДС ЕДДС.
Система отображения информации должна иметь возможность разделения видеостены на сегменты для одновременного вывода информации с различных источников. Для этого необходимо предусмотреть контроллер видеостены и матричный коммутатор видеосигналов.
Должна быть предусмотрена возможность наращивания системы отображения информации за счет подключения дополнительных сегментов.
11.2.4. Система мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств должна обеспечивать прием данных от объектов мониторинга, отображение объектов мониторинга, а также транспортных средств, оснащаемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, на территории соответствующего городского округа, муниципального района.
11.3. Система связи и система оповещения включает в себя: систему телефонной связи; систему радиосвязи; систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения и оповещения должностных лиц; систему внутренней связи.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения включает в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также сети связи и вещания, обеспечивающие ее функционирование.
11.3.1. Система телефонной связи ЕДДС должна состоять из следующих элементов: мини-АТС, телефонные аппараты, система записи телефонных переговоров.
11.3.1.1. Мини-АТС должна обеспечивать:
прием телефонных звонков одновременно от нескольких абонентов;
автоматическое определение номера звонящего абонента;
сохранение в памяти входящих, исходящих и пропущенных номеров;
прямой набор номера с телефонных аппаратов (дополнительных консолей);
переадресацию вызова на телефоны внутренней телефонной сети и городской телефонной сети общего пользования.
11.3.1.2. Телефонные аппараты должны обеспечивать:
отображение номера звонящего абонента на дисплее;
набор номера вызываемого абонента одной кнопкой;
одновременную работу нескольких линий;
функцию переадресации абонента;
возможность подключения дополнительных консолей для расширения количества абонентов с прямым набором;
наличие микротелефонной гарнитуры.
11.3.1.3. Система записи телефонных переговоров должна обеспечивать запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов персонала ЕДДС.
11.3.1.4. Должны быть обеспечены телефонные каналы связи между ЕДДС и ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, а также с ДДС, действующими на территории муниципального образования, в том числе ДДС ППО.
Допускается организация телефонной связи путем программирования на консоли кнопок прямого вызова абонента.
В качестве каналов прямой телефонной связи не могут быть использованы каналы для приема звонков от населения.
Должны быть предусмотрены резервные каналы связи.
11.3.2. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Система радиосвязи должна состоять из следующих основных элементов:
УКВ-радиостанция;
КВ-радиостанция.
Для организации радиосетей должны быть получены разрешения на частоты в Радиочастотной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Радиостанции должны быть зарегистрированы установленным порядком в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
11.3.3. Система оповещения населения должна обеспечивать своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, сил ГО и РСЧС муниципального образования, ДДС, населения на территории муниципального образования об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
сеть электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сеть проводного радиовещания;
сеть уличной радиофикации;
сеть кабельного телерадиовещания;
сеть эфирного телерадиовещания;
сеть подвижной радиотелефонной связи;
сеть местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Задействование средств системы оповещения населения должно осуществляться старшим дежурным оперативным со своего рабочего места (дежурным оперативным) по решению высшего должностного лица муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с последующим докладом.
Система оповещения должностных лиц должна обеспечивать оповещение руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС, действующих на территории муниципального образования. Система оповещения персонала может быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения.
Для оповещения персонала не должны задействоваться каналы (линии) связи, предназначенные для приема звонков от населения, а также каналы прямой телефонной связи.
Задействование муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 в„– 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях" и разделом III Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации России от 31.07.2020 в„– 578/365.
11.3.4. Система внутренней связи должна обеспечивать оповещение лиц, находящихся в ЕДДС, посредством задействования оборудования звукоусиления, установленного в помещениях ЕДДС (не распространяется на ЕДДС, размещенные в 2 - 3 смежных помещениях небольшой площади).
Система внутренней связи должна состоять из следующих основных элементов: микрофон диспетчера, усилитель мощности, акустические системы.
Оборудование системы внутренней связи должно быть согласовано друг с другом, в том числе по мощности, сопротивлению, частотным характеристикам.
Для максимального охвата персонала акустические системы должны располагаться как в помещениях ЕДДС, так и в коридорах между помещениями.
11.4. Общие требования к составу объектов, оборудованию, структуре системы - 112 определены ГОСТ Р 22.7.03-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

12. Финансирование ЕДДС

12.1. Финансирование создания и деятельности ЕДДС является расходным обязательством органов местного самоуправления и осуществляется из средств бюджетов муниципальных образований или иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации.
12.2. Расходы на содержание деятельности ЕДДС в год рассчитываются по формуле:

РЕДДС = (А + В + С + D) x Ип + F x ИЖКХ,

где:
А - прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала ЕДДС;
В - прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на оплату услуг связи и программного обеспечения;
С - прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на закупку материальных запасов, исходя из ежегодного потребления ЕДДС, могут включать расходы на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей, форменного обмундирования и прочие затраты;
D - прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на закупку основных средств могут включать расходы на закупку мебели, оборудование системы видео-конференц-связи, оргтехники и др. исходя из установленных сроков эксплуатации;
Ип - индекс потребительских цен в среднем за год, установленный на очередной финансовый год;
F - прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на оплату коммунальных услуг, оказываемых ЕДДС;
ИЖКХ - индекс потребительских цен на услуги организации ЖКХ в среднем за год, установленный на очередной финансовый год.
12.3. При расчете коэффициента "А" рекомендовано учитывать:
выплаты по должностному окладу;
надбавку за сложность и напряженность и специальный режим работы;
надбавку за выслугу лет;
премии по результатам работы;
материальную помощь;
оплату труда в нерабочие праздничные дни;
доплату за работу в ночное время;
начисления на выплаты по оплате труда (30,2%).
12.4. При расчете коэффициента "В" рекомендовано учитывать:
оплату услуг Интернета;
оплату мобильной связи;
абонентскую плату городских телефонов;
обслуживание бухгалтерских программ;
установку антивирусных программ;
сопровождение справочно-правовых систем;
затраты на услуги телеграфной связи;
информационно-техническую поддержку офисного оборудования и программного обеспечения;
затраты на прочие услуги связи.
12.5. При расчете коэффициента "С" рекомендовано учитывать:
затраты на вещевое обеспечение;
затраты на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей;
затраты на продовольственное обеспечение (если это предусмотрено уставом юридического лица или положением о ЕДДС);
затраты на приобретение горюче-смазочных материалов для транспортных средств и специальной техники (если в составе ЕДДС есть в наличии оперативная группа ОМСУ);
затраты на техническое обслуживание помещений;
затраты на приобретение других запасных частей для вычислительной техники;
затраты на приобретение деталей для содержания принтеров, МФУ, копировальных аппаратов и иной оргтехники;
затраты на приобретение материальных запасов по обеспечению безопасности информации;
затраты на приобретение прочих материальных запасов.
12.6. При расчете коэффициента "D" рекомендовано учитывать:
затраты на приобретение мониторов;
затраты на приобретение системных блоков;
затраты на приобретение носителей информации;
затраты на приобретение оборудования для видео-конференц-связи;
затраты на приобретение систем кондиционирования;
затраты на приобретение прочих основных средств.
12.7. При расчете коэффициента "F" рекомендовано учитывать:
услуги горячего водоснабжения;
услуги холодного водоснабжения;
услуги водоотведения;
услуги отопления;
услуги электроснабжения (в части питания компьютерной техники).
12.8. Для более качественного планирования финансовых средств на содержание ЕДДС целесообразно издать или внести изменения в существующий, с учетом вопросов обеспечения деятельности ЕДДС, на муниципальном или субъективном уровне нормативные правовые акты, устанавливающие нормативные затраты на обеспечение функций ОМСУ и подведомственных казенных учреждений, который будет включать в себя нормирование затрат по закупке товаров, работ и услуг для обеспечения продовольственного и вещевого обеспечения и прочие затраты на закупку товаров, работ, услуг в целях реализации своих функций.
12.9. Уровень заработной платы сотрудников ЕДДС должен быть не ниже средней заработной платы по муниципальному образованию.

13. Требования к защите информации

В ЕДДС должны выполняться требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 в„– 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 в„– 28608).


------------------------------------------------------------------