Типы документов



Решение Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" ЕАО от 29.05.2023 N 333 "Об утверждении Правил депутатской этики депутатов Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район"



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ОБЛУЧЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2023 г. в„– 333

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЕПУТАТОВ СОБРАНИЯ
ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОБЛУЧЕНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции", на основании Устава муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области в целях установления этических норм и правил поведения депутатов Собрания депутатов Облученского муниципального района Собрание депутатов муниципального района

РЕШИЛО:

1. Утвердить Правила депутатской этики депутатов Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" (приложение).
2. Признать утратившими силу решения Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район":
- от 10.03.2010 в„– 176 "Об утверждении Правил депутатской этики депутатов Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район";
- от 27.10.2010 в„– 239 "О внесении изменений в Правила депутатской этики депутатов Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район".
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию Собрания депутатов по местному самоуправлению, регламенту и депутатской этике.
4. Настоящее решение опубликовать в Информационном сборнике муниципального образования "Облученский муниципальный район".
5. Настоящее решение вступает в силу после дня его официального опубликования.

Председатель Собрания депутатов
муниципального района
Н.В.ВАСИЛЕНКО





Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
решением Собрания депутатов
муниципального района
от 29.05.2023 в„– 333

ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЕПУТАТОВ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОБЛУЧЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"

Депутатская этика - это совокупность основных моральных и нравственных норм поведения депутатов при осуществлении ими депутатских полномочий.
Правила депутатской этики (далее - Правила) определяют моральные принципы и нормы поведения, обязательные для всех депутатов Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" (далее - депутат) при исполнении своих депутатских полномочий, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением этических норм и требований, предусмотренных настоящими Правилами.

1. Общие положения

1.1. Деятельность депутата основывается на сочетании интересов государства и интересов своих избирателей, соблюдении законов, следовании моральным принципам, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.
1.2. Депутат в своей деятельности должен соблюдать безусловный приоритет прав и свобод человека и гражданина, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы Еврейской автономной области, Устав Облученского муниципального района, Регламент Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" (далее - Регламент Собрания депутатов) и настоящие Правила.
1.3. Депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и нравственности, уважать честь и достоинство граждан, других депутатов и должностных лиц.
1.4. Депутат призван служить примером неукоснительного соблюдения закона и уважения к нему, формировать в обществе негативное отношение к коррупционному и иному противоправному поведению.
1.5. Депутат должен поддерживать свой авторитет и воздерживаться от всякой деятельности и поступков, которые могут нанести ущерб его авторитету, а также авторитету Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" (далее - Собрание депутатов).

2. Правила депутатской этики на заседаниях Собрания депутатов и постоянных комиссий

2.1. Каждый депутат содействует созданию в Собрании депутатов атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и сотрудничества.
2.2. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия и уважительного отношения независимо от их политической принадлежности.
2.3. Депутаты должны строить свою работу на принципах свободного коллективного обсуждения и принятия решения по рассматриваемым вопросам, уважения к многообразию мнений, не допускать конфликтов, искать пути преодоления разногласий среди депутатов путем дискуссий, принятия компромиссных решений. Депутат не может навязывать другим депутатам свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных действий.
2.4. Депутат обязан присутствовать на заседаниях Собрания депутатов, заседаниях постоянных комиссий Собрания депутатов и рабочих групп, членом которых он является.
В случае невозможности участия в заседании по уважительной причине (болезнь, командировка, отпуск и т.д.) депутат обязан заблаговременно (не менее чем за 2 календарных дня до дня заседания) проинформировать об этом председательствующего на заседании Собрания депутатов или комиссии с указанием причины своего отсутствия.
2.5. Участвуя в заседаниях Собрания депутатов, в работе постоянных комиссий, депутат обязан соблюдать Регламент Собрания депутатов, дисциплину в зале, следовать принятому порядку работы, проявлять вежливость, тактичность и уважение к председательствующему на заседании, другим депутатам и иным лицам, присутствующим на заседании.
Депутат не должен:
употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству, деловой репутации депутатов Собрания депутатов и других лиц, использовать ненормативную лексику;
допускать выкрики, прерывать выступающих;
выступать без предоставления слова, выступать не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня;
допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную и недостоверную информацию;
уходить из зала заседания в знак протеста, для срыва заседания и по другим мотивам, не признанным уважительными;
призывать к незаконным действиям;
пользоваться сотовой связью во время заседаний.
2.6. На заседаниях Собрания депутатов, комиссий, рабочих групп депутаты должны обращаться к лицам, участвующим в заседании, официально, используя уважительную форму обращения по имени и отчеству.
2.7. Внешний вид депутата должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

3. Язык, используемый при осуществлении депутатской деятельности

3.1. При осуществлении депутатской деятельности, в том числе в публичных выступлениях, депутат использует:
- русский язык и нормативную лексику в соответствии с его нормами;
- понятные, ясные, конкретные и уважительные по смыслу слова и выражения.

4. Правила публичных выступлений

4.1. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на собраниях, митингах, других массовых мероприятиях с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан, обязан использовать только достоверную информацию.
4.2. Выступления депутата должны быть корректными, не ущемлять честь, достоинство и деловую репутацию юридических лиц, должностных лиц и граждан.
4.3. В случае использования в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства граждан, должностных лиц, деловой репутации юридических лиц депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения органам и лицам, чьи честь и достоинство были затронуты, или юридическому лицу, деловая репутация которого была нарушена.
4.4. Депутат может выступать от своего имени и от имени своих избирателей.
Выступать от имени Собрания депутатов депутат может лишь в случаях, если он официально уполномочен выражать мнение Собрания депутатов.
4.5. Правила, устанавливаемые п. 4 настоящих Правил, также действуют для выступлений и публикаций депутатов в социальных сетях, общественно-политических и иных ресурсах в сети Интернет.

5. Правила депутатской этики при работе депутатов с избирателями

5.1. Депутат поддерживает постоянную связь с избирателями, ответственен перед ними и подотчетен им.
5.2. Взаимоотношения депутата с избирателями должны строиться на основе вежливости, взаимного уважения и ответственности.
5.3. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей. Рассматривает поступившие от избирателей обращения, заявления, предложения, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов.
При необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, направленные на решение поставленных гражданами задач.
5.4. Депутат несет ответственность перед своими избирателями за данные им обещания. Депутат не может давать публичные обещания, которые заведомо не могут быть выполнены.
5.6. Депутат обязан своевременно отвечать на обращения избирателей, внимательно изучать поступившие от них предложения, заявления и жалобы.
5.7. Депутат проводит регулярный прием граждан. При личном общении с избирателями депутат должен стремиться быть образцом профессионализма, порядочности и справедливости, проявлять терпимость и корректность.
5.8. При проведении встреч с гражданами депутату необходимо учитывать, чтобы дата, время и место встреч для общения были удобны для избирателей.
5.9. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
5.10. Депутат, представляя интересы своих избирателей, обязан проявлять уважение и терпимость к убеждениям и традициям избирателей, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному миру и согласию.
5.11. Депутат через доступные для граждан средства массовой информации и во время личных встреч информирует избирателей о своей деятельности. Информация, предоставляемая депутатом избирателям, должна быть полной, объективной и достоверной.

6. Правила депутатской этики, относящиеся к использованию депутатского статуса

6.1. Депутат не вправе использовать свой статус и инструменты реализации депутатских полномочий (депутатские обращения, запросы, требования) в личных целях, а также для деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.
6.2. Депутат вправе использовать помощь служащих администрации Облученского муниципального района и аппарата Собрания депутатов только в связи с выполнением депутатских полномочий.
6.3. Депутат не должен использовать преимущества, предоставленные ему статусом депутата, в целях материально-финансовой и иной личной выгоды.
6.4. Депутат не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в Собрании депутатов.
6.5. Не допускается получение депутатом от лиц или организаций каких-либо услуг, льгот и привилегий, если они не входят в перечень льгот, предоставленных депутату на законном основании.
6.6. Депутат не вправе использовать свое положение для предоставления преимуществ, оказания предпочтения каким-либо физическим или юридическим лицам, а также рекламирования выпускаемой ими продукции.

7. Правила, относящиеся к защите чести, достоинства и деловой репутации депутата

7.1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и (или) действием другого депутата, вправе требовать публичных извинений.
Публичными считаются извинения, принесенные депутату лично в присутствии иных лиц, в том числе на заседании Собрания депутатов или заседании комиссий Собрания депутатов, либо в письменной форме в виде обращения непосредственно к депутату.
Публичные извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих их двусмысленное толкование.
В случае отказа от принесения извинений депутат вправе обратиться с заявлением в Комиссию для решения спорных вопросов в порядке, предусмотренном в 9 настоящих Правил.
7.2. Публичные извинения, принесенные депутату, не лишают его права обратиться в установленном порядке в суд для защиты своей чести, достоинства и деловой репутации.

8. Контроль за соблюдением Правил депутатской этики

8.1. Контроль за соблюдением депутатами Правил депутатской этики в Собрании депутатов осуществляет постоянная комиссия Собрания депутатов по местному самоуправлению, регламенту и депутатской этике (далее - Комиссия).
8.2. Деятельность постоянной комиссии осуществляется в соответствии с Регламентом Собрания депутатов, Положением "О постоянных комиссиях Собрания депутатов".
8.3. Основной целью деятельности Комиссии является проведение индивидуальной работы по обеспечению соблюдения депутатами Регламента и Правил депутатской этики.
8.4. Комиссия рассматривает случаи нарушения настоящих Правил:
- по поручению Собрания депутатов;
- по письменному заявлению (обращению), поданному в Собрание депутатов избирателем, депутатом (группой депутатов), депутатским объединением, иными лицами;
- информация средств массовой информации, опубликованная в соответствии с действующим законодательством;
- на основании информации прокуратуры, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления.
Письменные заявления (обращения) рассматриваются при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, его подпись, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, дату, сведения о конкретных действиях депутата, которые являются основанием для подачи соответствующего заявления (обращения).
Рассмотрение вопроса осуществляется не позднее 30 дней со дня получения соответствующего заявления (обращения).
Допускается объединение нескольких заявлений (обращений) о привлечении одного и того же депутата к ответственности в одно рассмотрение.
8.5. Не могут являться предметом рассмотрения комиссией вопросы, связанные с этикой личной жизни или производственной (служебной) деятельности депутата, его отношений с общественными организациями и партиями, а также позиции, выраженные при голосовании.
Комиссия не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции избирательных и административных комиссий, судебных органов, органов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой инспекции.
8.6. Комиссия проводит открытые или закрытые заседания, вопрос о форме проведения заседания решается большинством голосов присутствующих членов постоянной комиссии.
По требованию депутата, в отношении которого рассматривается вопрос о нарушении настоящих Правил и полагающего, что обстоятельства связаны с охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной жизни и жизни других лиц, Комиссия проводит закрытое заседание. Указанное требование депутата удовлетворяется без голосования.
8.7. Депутат, являющийся членом Комиссии и нарушивший настоящие Правила, не участвует в проверках и в голосовании на заседании Комиссии по вопросу о нарушении им настоящих Правил.
8.8. Отзыв обращения (жалобы) его автором до начала рассмотрения комиссией является основанием для прекращения процедуры рассмотрения вопроса о нарушении правил депутатской этики.

9. Порядок рассмотрения вопросов о нарушении депутатской этики на Комиссии

9.1. Поводом для рассмотрения вопроса о нарушении депутатской этики на Комиссии является письменное заявление (обращение), информация о нарушении Правил.
Председатель Комиссии, получив материалы о нарушении депутатом настоящих Правил, в течение 7 календарных дней назначает дату заседания Комиссии и уведомляет о дате, времени и месте заседания депутата, в отношении которого рассматривается вопрос о нарушении Правил депутатской этики, заявителей, а также приглашаются иные лица, объяснения которых на заседании необходимы для принятия объективного решения.
Отсутствие кого-либо из указанных лиц, извещенных о дате, времени и месте заседания комиссии, не препятствует проведению заседания комиссии.
9.2. Члены Комиссии имеют право запрашивать и знакомиться с документами, справками и другой необходимой официальной информацией по рассматриваемому вопросу.
9.3. В случае обвинения депутата в совершении неэтичных действий депутат вправе подать в Комиссию в письменном виде мотивированные пояснения (возражения), представить соответствующие документы, дать устные пояснения по существу претензий к этике его поведения. Письменные пояснения и дополнительные материалы, представленные депутатом, приобщаются к материалам проверки.
9.4. В случае подачи необоснованного заявления (обращения), затрагивающего честь, достоинство, деловую репутацию депутата, он вправе защищать свои права всеми способами в соответствии с действующим законодательством.
9.5. На заседании Комиссии:
- оглашается письменное обращение, информация, заслушиваются в случае необходимости заявители, представители правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованные лица;
- заслушивается депутат, допустивший нарушение настоящих Правил, либо зачитывается представленное им объяснение.
9.6. По итогам рассмотрения вопроса, связанного с нарушением депутатом настоящих Правил, Комиссия выносит одно из следующих решений:
- о наличии в действиях депутата нарушения Правил депутатской этики и применении к депутату мер следующего воздействия в соответствии с пунктом 9.9 настоящих Правил;
- о наличии в действиях депутата нарушения Правил депутатской этики, направление заключения Комиссии на рассмотрение Собрания депутатов с рекомендацией Собранию депутатов о применении к депутату мер воздействия в соответствии с пунктом 9.11 настоящих Правил;
- об отсутствии в действиях депутата нарушения Правил депутатской этики.
9.7. Решение Комиссии принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии.
Результатом рассмотрения является мотивированное заключение Комиссии.
9.8. О принятом решении Комиссия сообщает лицу, подавшему обращение, направившему информацию, депутату, действия которого рассматривались, и председателю Собрания депутатов.
9.9. В случае принятия решения о наличии в действиях депутата нарушения Правил депутатской этики Комиссия вправе самостоятельно применить к нарушителю настоящих Правил следующие меры воздействия:
- вынести депутату моральное осуждение;
- рекомендовать депутату принять меры по исключению случаев нарушений норм и правил этики;
- рекомендовать депутату принести публичные извинения;
- направить материалы проверки в правоохранительные органы в случае, если в действиях депутата имеются признаки правонарушения.
9.10. Депутат обязан выполнить решение Комиссии, принятое в отношении него, о применении мер воздействия в срок не позднее 30 дней со дня принятия такого решения.
В случае если в указанный срок решение не будет выполнено, Комиссия направляет соответствующие материалы на рассмотрение Собрания депутатов.
9.11. В случае принятия решения о направлении заключения Комиссии о наличии в действиях депутата нарушения Правил депутатской этики на рассмотрение Собрания депутатов Комиссия может рекомендовать Собранию депутатов применить к депутату не более 2 мер воздействия:
- объявить депутату замечание и предупредить его о недопустимости нарушения Правил депутатской этики;
- огласить на заседании Собрания депутатов сведения о фактах нарушения депутатом Правил депутатской этики;
- лишить депутата права выступления на одном или двух заседаниях Собрания депутатов;
- объявить депутату публичное порицание;
- довести факты нарушения депутатом правил депутатской этики до избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

10. Порядок рассмотрения вопросов о нарушении депутатской этики на заседании Собрания депутатов

10.1. Собрание депутатов вправе принимать к рассмотрению вопросы, связанные с нарушением Правил депутатской этики, после их рассмотрения Комиссией и при наличии ее заключения.
10.2. Отсутствие депутата, в отношении которого рассматривается вопрос о нарушении Правил депутатской этики, извещенного о дате, времени и месте заседания Собрания депутатов, не препятствует рассмотрению заключения Комиссии и принятию решения о применении к депутату мер воздействия.
10.3. Собрание депутатов по результатам рассмотрения заключения Комиссии выносит решение с учетом рекомендаций, указанных в пункте 9.11 настоящих Правил.
10.4. В случае первичного рассмотрения заключения Комиссии о нарушении депутатом правил депутатской этики Собрание депутатов может вынести протокольное решение.
10.5. Решение Собрания депутатов о мере воздействия к депутату, допустившему нарушение правил этики депутата, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов. При этом депутат, допустивший нарушение правил этики депутата, при рассмотрении соответствующего вопроса в голосовании не участвует.
10.6. Копия решения о применении к депутату мер воздействия вручается депутату в течение 7 дней со дня его принятия.
10.7. Решение Собрания депутатов по вопросам нарушения депутатской этики депутатом может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством.
10.8. В случае принесения депутатом публичного извинения до очередного заседания Собрания депутатов, на котором планируется рассмотрение вопроса о нарушении депутатом настоящих Правил, депутат освобождается от применения к нему мер воздействия за нарушение настоящих Правил.

11. Заключительные положения

11.1. Применение пунктов 9 - 10 настоящих Правил применяется при рассмотрении вопросов о нарушении депутатом требований Регламента Собрания депутатов.
11.2. Ответственность депутата, установленная настоящими Правилами, не освобождает его от ответственности в соответствии с действующим законодательством.


------------------------------------------------------------------