Типы документов



Решение суда Еврейской автономной области от 07.12.2023 по делу N 3а-64/2023 <О признании частично недействующими ставок арендной платы, утв. решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 24.12.2021 N 285>



СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2023 г. по делу в„– 3а-64/2023

Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Папуловой С.А.,
при секретаре судебного заседания М.О.,
с участием помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д.,
представителя административных истцов З.,
представителя административного ответчика Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области М.С.,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Б.К.", Б., И., Р.О., П., общества с ограниченной ответственностью "Б.У.", общества с ограниченной ответственностью "Р", Р.М. о признании решения Собрания депутатов МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 24.12.2021 в„– 285 "Об установлении ставок арендной платы по видам разрешенного использования, размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, понижающего коэффициента для отдельных категорий граждан при аренде земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, и применяемых на территории Ленинского муниципального района ЕАО" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Б.К." (далее - ООО "Б.К."), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Б. (далее - Б.), глава крестьянского (фермерского) хозяйства И. (далее - И.), индивидуальный предприниматель Р.О. (далее - Р.О.), глава крестьянского (фермерского) хозяйства П. (далее - П.), общество с ограниченной ответственностью "Б.У." (далее - ООО "Б.У."), общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - ООО "Р"), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Р.М. (далее - Р.М.) обратились в суд с административным иском о признании решения Собрания депутатов МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО (далее - Собрание депутатов) от 24.12.2021 в„– 285 "Об установлении ставок арендной платы по видам разрешенного использования, размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, понижающего коэффициента для отдельных категорий граждан при аренде земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, и применяемых на территории Ленинского муниципального района ЕАО" (далее - решение в„– 285) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части установления в приложении 1 ставки арендной платы в размере 3,91 по видам разрешенного использования земельного участка "Растениеводство" (код 1.1), "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" (код 1.1.1), обосновав свои требования тем, что при принятии данного решения нарушен основной принцип определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление в„– 582) - принцип экономической обоснованности, что влияет на размер арендной платы.
Определением суда от 16.10.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ленинского муниципального района ЕАО (далее - администрация).
Определением суда от 23.11.2023 удовлетворено заявление представителя административных истцов З. о вступлении в дело в качестве административных соистцов ООО "Б.У.", ООО "Р", Р.М.
Законные представители административных истцов ООО "Б.К.", ООО "Б.У.", ООО "Р", административные истцы Б., И., Р.О., П., Р.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, в связи с этим административное дело на основании статьи 150, части 2 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Суду представлены письменные возражения представителя административного ответчика Собрания депутатов М.С., согласно которым с требованиями административных истцов не согласны. Ссылаясь на положения статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановление в„– 582, указывают, что решение в„– 285 было разработано администрацией и внесено в Собрание депутатов первым заместителем главы администрации. Решение в„– 285 было утверждено на основании экономического обоснования к проекту указанного решения, утвержденного постановлением администрации от 23.12.2021 в„– 811 (далее - постановление в„– 811, экономическое обоснование), в котором проведена оценка местоположения земельных участков и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности, а также приведены доводы (одинаковость климатических условий, рельефа и транспортной инфраструктуры), в соответствии с которыми не требуется дифференциация размеров арендной платы земельных участков на территории Ленинского муниципального района.
Указал, что принятие дополнительных и иных затрат для принятия решения в„– 285 не требовалось, экономическое обоснование в пояснительной записке к проекту решения, дополнительно к представленному на заседание постановлению в„– 811, не отражалось. Постановление в„– 811 обжаловано не было и администрацией не отменено.
Считает, что решение в„– 285 принято в пределах полномочий Собрания депутатов, форма, процедура принятия и порядок его опубликования соблюдены. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика М.С. административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица К. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать. Пояснил, что оспариваемые ставки арендной платы утверждены в соответствии с экономическим обоснованием, утвержденным постановлением в„– 811. Данное постановление никем не оспорено, является действующим.
Заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
24.12.2021 Собранием депутатов принято решение в„– 285 "Об установлении ставок арендной платы по видам разрешенного использования, размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, понижающего коэффициента для отдельных категорий граждан при аренде земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, и применяемых на территории Ленинского муниципального района ЕАО".
Текст решения в„– 285 опубликован 27.12.2021 в сетевом издании "Сборник муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и иной официальной информации" на сайте http://len-npa.eao.ru, 27.12.2021, а также 19.01.2022 в газете "Амурская нива", в„– 2.
Как указано в пункте 7 данного решения, оно вступает в силу после дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2022.
Из материалов административного дела установлено, что ООО "Б.К." на основании договора аренды земельного участка от 12.03.2019 в„– <...>, Б. на основании договора аренды земельного участка от 03.06.2021 в„– <...>, И. на основании договора аренды земельного участка от 12.10.2022 в„– <...> (в редакции соглашения от 03.11.2022), Р.О. на основании договора аренды земельного участка от 16.11.2022 в„– <...>, П. на основании договора аренды земельного участка от 03.06.2009 в„– <...>, ООО "Б.У." на основании договора аренды земельного участка от 03.07.2023 в„– <...>, ООО "Р" на основании договора аренды земельного участка от 30.04.2015 в„– 27 (в редакции соглашений от 30.04.2015, 14.06.2018, 06.12.2019, 29.12.2022), Р.М. на основании договора аренды земельного участка от 07.06.2021 в„– <...>, являются арендаторами земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", с видами разрешенного использования: "для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур"; "для производства сельскохозяйственной продукции"; "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", "для выращивания зерновых иных сельскохозяйственных культур".
Исходя из представленных расчетов арендной платы, являющихся приложением к указанным договорам аренды, при начислении арендной платы за земельные участки применялась оспариваемые административными истцами ставки, установленные решением в„– 285.
Таким образом, оспариваемые административными истцами ставки арендной платы в размере 3,91 для видов разрешенного использования "Растениеводство" (код 1.1), "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" (код 1.1.1), установленная решением в„– 285 применялись к административным истцам при расчете арендной платы за 2022 год, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела.
В связи с этим административные истцы вправе в соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ обратиться в суд с настоящим административным иском.
В силу пунктов "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65).
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
С 01.01.2020 вступил в силу Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок), утвержденный постановлением правительства ЕАО от 28.12.2019 в„– 491-пп.
В соответствии с Порядком размер арендной платы за земельные участки устанавливается в годовом исчислении и рассчитывается по формуле:

A = Спм x K x S,

где:
A - арендная плата за земельный участок (рублей в год);
Спм - ставка арендной платы (рублей);
K - размер коэффициента, учитывающего виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке (далее - коэффициент);
S - площадь земельного участка.
Пунктом 5 Порядка (в редакции постановления правительства ЕАО от 02.06.2022 в„– 212-пп, которое распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года) установлено, что ставка арендной платы и размер коэффициента за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области, наделенными в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Собрания депутатов в„– 285 установлены ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, и применяемых на территории Ленинского муниципального района ЕАО.
В приложении 1 к решению для видов разрешенного использования "Растениеводство" (код 1.1) и "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" (код 1.1.1), ставка арендной платы установлена в размере 3,91.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7).
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1 статьи 35).
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1 статьи 35).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено названным Федеральным законом (часть 3 статьи 43).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47).
Представительным органом местного самоуправления на территории муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО является Собрание депутатов, состоящая из 15 депутата, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет (пункт 1 статьи 16, пункт 1 статьи 18 Устава муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО, утвержденного решением Собрания депутатов от 21.07.1999 в„– 18 (далее - Устав).
Заседание Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (пункт 3 статьи 18).
Решения Собрания депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов (пункт 2 статьи 40).
Официальным опубликованием муниципального правового акта муниципального района, соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация их полного текста в газете "Амурская нива". Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления муниципального района также используют сетевое издание "Сборник муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://len-npa.eao.ru), портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru, http://право-минюст.рф) (часть 8 статьи 44).
Решением Собрания депутатов от 22.08.2014 в„– 97 утвержден Регламент Собрания депутатов, согласно которому на каждом заседании Собрания депутатов ведется протокол заседания, который оформляется в течение 7 дней со дня проведения заседания и подписывается председательствующим на заседании (пункт 78). Решения Собрания депутатов принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Каждый депутат голосует лично (пункт 79).
Согласно протоколу заседания Собрания депутатов 24.12.2021 на заседании присутствовало 11 депутатов. Вопрос об утверждении оспариваемых ставок, включен в повестку дня под порядковым в„– 7, решение принято присутствующими депутатами большинством голосов (за принятие проголосовало 9 депутатов, 2 депутата воздержались).
Таким образом, из совокупности приведенных доказательств следует, что оспариваемое в части решение в„– 285 принято Собранием депутатов в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством. Форма нормативного правового акта - решение, процедура принятия и порядок его опубликования соблюдены и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением в„– 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление в„– 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 11.05.2004 в„– 209-О и от 28.02.2017 в„– 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативных правовых актов, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Из анализа приведенных норм и правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что при утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, органы местного самоуправления должны руководствоваться принципами, определенными в постановлении в„– 582, и учитывать государственное регулирование тарифов. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В качестве доказательств экономической обоснованности установления оспариваемых ставок арендной платы в размере 3,91, установленных решением в„– 285, суду представлено экономическое обоснование к проекту решения в„– 285, утвержденное постановлением в„– 811, и пояснительная записка к проекту решения, проанализировав которые суд приходит к выводу, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует принципу экономической обоснованности.
Из экономического обоснования, с указанием таблиц затрат производителей сои в расчете на 100 га при ставке арендной платы 4,72, действовавшей в 2020, 2021 годах, и ставке арендной платы 3,91, действующей с 26.05.2021, следует, что при разработке ставки были учтены материальные затраты сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств по основному производству, в том числе: семена и посадочный материал, минеральные удобрения, химические средства защиты растений, электроэнергия, топливо, запасные части, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, в том числе аренда земли. Плановая и фактическая урожайность сои в 2021 году. Себестоимость 1 тонны сои при плановой и фактической урожайности в 2021 году. Затраты на 1 га посевной площади в 2021 году. Затраты на 1 кг продукции при плановой и фактической урожайности в 2021 году. Цена реализации за 1 кг (статистический данные за 9 месяцев 2021 года). Рентабельность при плановой и фактической урожайности.
Однако в экономическом обосновании не приводится источник информации, из которого берутся данные о себестоимости сельскохозяйственной продукции, цене ее реализации, затраты производителей сои.
При этом информация о себестоимости сои не соответствует информации департамента сельского хозяйства правительства ЕАО, изложенной в письме от 18.04.2023 в„– 1058/23, из которого следует, что согласно сводному отчету, представленного сельскохозяйственными товаропроизводителями ЕАО о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма 9-АПК), себестоимость 1 тонны сои в 2021 году составила 20879,60 рублей, которая меньше себестоимости, указанной в экономическом обосновании.
Не свидетельствует об обратном и представленное представителем административного ответчика сообщение управления сельского хозяйства администрации муниципального района от 06.12.2023 в„– 293, из которого следует, что производство сельскохозяйственной продукции на территории Ленинского района ЕАО в 20212 году осуществляли 16 сельскохозяйственных организаций в качестве юридических лиц и 54 индивидуальных предпринимателя, в том числе зарегистрированных главами крестьянских (фермерских) хозяйств. Также указано, что в сводный отчет формы 9-АПК входит информация, представленная сельскохозяйственными производителями, зарегистрированными только в качестве юридического лица.
Таким образом, информация, приведенная в таблицах затрат по крестьянским (фермерским) хозяйствам, ничем не подтверждена.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что представленное административным ответчиком экономическое обоснование ставок арендной платы не подтверждает их экономическую обоснованность в размере 3,91, поскольку не содержат объективных и достаточных данных, а также анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, позволяющих проверить правильность приведенных в таблице значений и убедиться, что ставки арендной платы в размере 3,91, утвержденные решением в„– 285, установлены в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, поскольку формально декларируя учет факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых ставок арендной платы, фактически подобного анализа и подтверждающих расчетов не содержит.
Более того, из пояснительной записки к проекту решения следует, что в целях обеспечения сбалансированности экономических интересов, а именно недопущения увеличения размера арендной платы, предложено принять ставки арендной платы, которые были ранее установлены постановлением в„– 491-пп, с учетом внесенных в него изменений. Указано, что ставка арендной платы, установленная постановлением в„– 491-пп по виду разрешенного использования "растениеводство" с 01.01.2020 составляла 4,72. С 26.05.2021 - 3,91, в связи с чем по всем арендаторам произведен перерасчет арендой платы, уменьшение составило 10%. С 01.01.2022 при применении ставки 3,91 произойдет дополнительное уменьшение размера арендной платы. Экономическое обоснование ставок и размеров коэффициентов показало, что в целях соблюдения возможности для муниципального района выполнять обязательства по решению вопросов местного значения и недопущения ухудшения положения землепользователей, исходя из фактически сложившейся экономической ситуации, применяемые ставки будут обоснованными.
Следовательно, ставка арендной платы в размере 3,91 установлена оспариваемым решением в соответствии с постановлением в„– 491-пп (в редакции постановления от 23.08.2021 в„– 284-пп).
Однако данное обстоятельство не может подтверждать ее экономическую обоснованность, поскольку не соответствует принципу, утвержденному постановлением в„– 582.
Более того, решением суда ЕАО от 10.02.2022 по делу 3а-10/2022, оставленным без изменения определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02.06.2022 и определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2022, размер ставок арендной платы в размере 3,91 руб., определенный в приложении в„– 1 к Порядку, утвержденному постановлением в„– 491-пп (в редакции постановления от 23.08.2021 в„– 284-пп), за земельные участки на территории Ленинского района, Октябрьского района, Биробиджанского района (коды 1.1 "Растениеводство" и 1.1.1 "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур") признан не соответствующим федеральному законодательству и недействующим, поскольку установлен без необходимого экономического обоснования, что противоречит принципу, установленному постановлением в„– 582.
Довод представителей административного ответчика и представителя заинтересованного лица о том, что экономическое обоснование никем не оспорено, подлежит отклонению, как основанный на неправильном применении норм материального права, поскольку оснований для признания недействующим постановления в„– 811 не имеется, так как оно самостоятельно не затрагивает прав и законных интересов административных истцов, его проверка проводится в рамках рассмотрения настоящего дела. Более того, необходимости утверждения экономического обоснования администрацией, которое должно являться основанием для установления Собранием депутатов оспариваемых ставок не имелось, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, доказательств экономической обоснованности установления оспариваемых ставок арендной платы, установленных решением в„– 285, административным ответчиком не представлено. При рассмотрении дела установлено, что при принятии оспариваемых решений не проводился анализ оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, тенденции развития сельского хозяйства. Не проводились какие-либо расчеты, которые можно проверить и убедиться, что значения ставок арендной платы установлены в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков и действительно призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. Анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, надлежащим образом также не проведены.
Доказательств обратного суду не представлено, при рассмотрении административного дела не установлено, что свидетельствует о том, что установление оспариваемых ставок арендной платы не отвечает принципу экономической обоснованности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части решение в„– 285 не соответствует принципу, определенному в постановлении в„– 582, то есть противоречит федеральному законодательству, а потому, в соответствии со статьей 215 КАС РФ, имеются основания для признания их не действующим в указанной части, соответственно заявленные административные исковые требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
Изложенное в совокупности и взаимосвязи является основанием полагать, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, а именно абзацу второму основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением в„– 582, что влечет признание его недействительным в части.
Разрешая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта признаются не действующими, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку решение в„– 285 применялось, на его основании были реализованы права граждан и организаций по уплате арендной платы, суд приходит к выводу о признании его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Амурская нива" и сетевом издании "Сборник муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и иной официальной информации".
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213 - 215 КАС РФ, суд

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Б.К.", Б., И., Р.О., П., общества с ограниченной ответственностью "Б.У.", общества с ограниченной ответственностью "Р", Р.М. удовлетворить.
Признать решение Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 24.12.2021 в„– 285 "Об установлении ставок арендной платы по видам разрешенного использования, размеров коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, понижающего коэффициента для отдельных категорий граждан при аренде земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, и применяемых на территории Ленинского муниципального района ЕАО" в части установления в приложении 1 ставки арендной платы в размере 3,91 по видам разрешенного использования земельного участка "Растениеводство" (код 1.1), "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" (код 1.1.1) противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Возложить на Собрание депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Амурская нива" и сетевом издании "Сборник муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и иной официальной информации".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья суда ЕАО
С.А.ПАПУЛОВА


------------------------------------------------------------------