Типы документов



Решение суда Еврейской автономной области от 26.05.2023 по делу N 3а-23/2023 <О признании частично недействующей Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", утв. постановлением правительства ЕАО от 30.03.2023 N 157-пп>



СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2023 г. по делу в„– 3а-23/2023

Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Тимирова Р.В.
при секретаре М.
с участием заместителя прокурора ЕАО Погоняева П.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Еврейской автономной области, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к правительству Еврейской автономной области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления правительства Еврейской автономной области от 30.03.2023 в„– 157-пп "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов",

установил:

Прокурор ЕАО ФИО1 обратился в суд ЕАО с административным иском (с учетом заявления об уточнении требований от 22.05.2023), поданным в защиту интересов неопределенного круга лиц к правительству ЕАО о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления правительства ЕАО от 30.03.2023 в„– 157-пп "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее - Территориальная программа), а именно просил суд:
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими положения Приложения в„– 5 к Территориальной программе в части установления заниженных размеров территориальных нормативов объема медицинской помощи:
- для паллиативной медицинской помощи, включая посещения на дому выездными патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в 2025 году - 0,0072 посещений;
- для паллиативной медицинской помощи, включая паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в 2023 году - 0,025 койко-дней, в 2024 году - 0,025 койко-дней, в 2025 году - 0,025 койко-дней;
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими положения Приложения в„– 5 к Территориальной программе в части установления заниженных размеров территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 502,43 руб., на 2024 год - 367,92 руб., на 2025 год - 367,92 руб.;
- на 1 обращение в связи с заболеваниями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2024 год в размере 1132,44 руб., на 2025 год - 1132,44 руб.;
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь) за счет средств областного бюджета на 2023 год в размере 7495,12 руб., на 2024 год - 5803,09 руб., на 2025 год - 5803,09 руб.;
- на 1 случай госпитализации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара за счет средств областного бюджета на 2025 год в размере 95124,32 руб.;
- на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, включая посещение по паллиативной медицинской помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 467,42 руб., на 2024 год - 419,28 руб., на 2025 год - 419,28 руб.;
- на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, включая посещение на дому патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 2324,54 руб., на 2024 год - 2106,13 руб., на 2025 год - 2106,13 руб.;
- на 1 койко-день при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 680,16 руб., на 2024 год - 622,60 руб., на 2025 год - 629,69 руб.;
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь) за исключением медицинской реабилитации и федеральных медицинских организаций, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2023 год в размере 34690,92 руб., на 2024 год - 36697,32 руб., на 2025 год - 38754,84 руб.;
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими положения раздела VI Территориальной программы в части установления заниженных размеров территориальных подушевых нормативов финансирования (без учета расходов федерального бюджета) за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования (в расчете на одно застрахованное лицо) на оказание медицинской помощи медицинскими организациями (за исключением федеральных медицинских организаций):
- на 2023 год - 23443,57 руб.;
- на 2024 год - 24958,62 руб.;
- на 2025 год - 26349,60 руб.
Требования мотивированы тем, что программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 в„– 2497 (далее - Федеральная программа).
Как указал прокурор в иске, утвержденные Федеральной программой средние нормативы объема медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, являясь государственной гарантией равного права граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектом Российской Федерации. Установление территориальных нормативов объема медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в размере ниже, чем это предусмотрено Федеральной программой, не отвечает принципу доступности и качества медицинской помощи и нарушает права граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Из анализа положений Федеральной и Территориальной программ следует, что Территориальной программой установлены территориальные нормативы объемов медицинской помощи, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования Территориальной программы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в размере ниже, чем это предусмотрено Федеральной программой.
По мнению прокурора, нарушения при установлении нормативов свидетельствует о дефиците Территориальной программы и недостаточном ее финансировании, что приводит к снижению доступности медицинской помощи для населения ЕАО. Территориальной программой нарушаются права неопределенного круга граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях приведения Территориальной программы в соответствие с требованиями законодательства прокуратурой области 11.04.2023 в адрес губернатора ЕАО принесен протест, до настоящего времени региональный нормативный правовой акт в соответствие с требованиями законодательства не приведен.
В судебном заседании заместитель прокурора ЕАО Погоняев П.В. административные исковые требования, с учетом уточнения в заявлении прокурора ЕАО от 22.05.2023, поддержал, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении, заявлении об уточнении административного иска. Указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, до настоящего времени в соответствие не приведен.
Представитель административного ответчика правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо заявлений или ходатайств заявлено не было, письменный отзыв на административный иск не представили, явка обязательной судом не признавалась, в связи с чем суд, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), с учетом мнения лица, участвующего в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Выслушав пояснения заместителя прокурора ЕАО Погоняева П.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, гласит, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41).
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу ОМС, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ)).
В соответствии с Уставом Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием ЕАО 08.10.1997, документ находится в свободном доступе) правительство ЕАО является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области (часть 1 статьи 29).
Согласно пунктам 4, 10, 15 части 1 статьи 30 Устава ЕАО правительство области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (постановления, распоряжения); осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, названным Уставом и законодательством области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона ЕАО от 27.06.2012 в„– 79-ОЗ "О правительстве Еврейской автономной области" (далее - Закон ЕАО от 27.06.2012 в„– 79-ФЗ) правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
Статьей 11 закона ЕАО от 27.06.2012 в„– 79-ОЗ установлено, что правительство области издает постановления и распоряжения правительства области. Постановления и распоряжения правительства области, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории области (часть 1).
Акты, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений правительства области. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений правительства области (часть 2).
Акты правительства области, за исключением затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самим актом. Акты правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования, если иное не установлено самим актом (часть 4).
Постановления правительства области, за исключением составляющих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в газетах области "Биробиджанская звезда", "Биробиджанер штерн", а также в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (https://npa79.eao.ru) или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (абзац 1 части 5).
Датой официального опубликования постановления считается дата первой публикации его полного текста в одном из изданий, указанных в настоящей части (абзац 2 части 5).
Постановление правительства ЕАО от 30.03.2023 в„– 157-пп "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" https://npa79.eao.ru, 03.04.2023.
Таким образом, оспариваемый прокурором ЕАО нормативный правовой акт принят правительством ЕАО в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, вступил в силу.
Указанные обстоятельства прокурором не оспариваются.
Проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ), как общий нормативный правовой акт в области охраны здоровья граждан, закрепляет объективные критерии, с которыми связывается обеспечение доступности и качества медицинской помощи, к которым федеральный законодатель относит предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 5 статьи 10).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, предоставляемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При этом, законодатель устанавливает, что программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи признается программа, утвержденная Правительством Российской Федерации и устанавливающая, в том числе, средние подушевые нормативы финансирования, а также требования к разработке, утверждению и реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Одним из таких требований является то, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 81 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ).
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъект Российской Федерации должен учитывать наряду с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323).
Кроме того, территориальная программа обязательного медицинского страхования, как составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (статьи 8 и 36 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ)).
Соблюдение данного требования означает необходимость установления в территориальной программе подушевых нормативов финансирования территориальной программы, аналогичных, сходных со средними подушевыми нормативами финансирования, утвержденными Правительством Российской Федерации в Федеральной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Таким образом, федеральный законодатель, включая в систему правовых регуляторов в сфере охраны здоровья нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законодательство субъектов Российской Федерации и возлагая ответственность за принятие территориальных программ на соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации, прямо указывает на то, что нормы об охране здоровья, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, не должны противоречить нормам Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ.
В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам названного Федерального закона применяются нормы этого Федерального закона (части 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 в„– 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Федеральная программа).
Согласно разделу I Федеральной программы она (Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Из системного толкования приведенных норм федерального законодательства в их совокупности следует, что Территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, так как предусмотренные ею нормативы рассчитаны как средние показатели и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Федеральным законодателем не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи отличных от средних нормативов объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой, исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учетом перечисленных выше объективных показателей.
Средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования определены в разделе VI Федеральной программы.
Средние нормативы объема и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи приведены в приложении в„– 6 к Федеральной программе.
Территориальные нормативы объема медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи приведены в приложении в„– 5 к Территориальной программе.
Положениями статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ установлено, что норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 3).
В разделе VI Федеральной программы установлено, что подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом.
Подушевые нормативы финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 в„– 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Рассчитанный коэффициент дифференциации для Еврейской автономной области составляет 1,494.
Поскольку предусмотренные Федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды, объемы оказания медицинской помощи, между тем в Территориальной программе не может быть предусмотрен меньший по сравнению с Федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые положения о нормативах объема медицинской помощи Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы, суд приходит к выводу о том, что установленные субъектом Российской Федерации (Еврейской автономной областью) нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования Территориальной программы являются заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством РФ.
Так, в приложении в„– 5 к Территориальной программе территориальный норматив объема медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи, включая посещения на дому выездными патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета составляет в 2025 году - 0,0072 посещений, в то время как в приложении в„– 6 к Федеральной программе средний норматив объема медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи, включая посещения на дому выездными патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов составляет в 2025 году - 0,008 посещений.
В приложении в„– 5 к Территориальной программе территориальный норматив объема медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи, включая паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского учета), за счет бюджетных ассигнований областного бюджета составляет 0,025 койко-дней как в 2023 году, так и в плановые 2024 и 2025 годы, тогда как средний норматив объема медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи, включая паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского учета), за счет бюджетных соответствующих бюджетов составляет 0,092 койко-дней по каждому году.
В Территориальной программе часть нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленные приложением в„– 5, не соответствуют средним нормативам, утвержденным Правительством РФ в Федеральной программе в приложении в„– 6, так как размер оспариваемых нормативов финансовых затрат ниже, чем размер средних нормативов финансирования, а именно:
- Территориальной программой на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета норматив установлен:
на 2023 год в размере 502,43 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 520,2 руб.;
на 2024 год в размере 367,92 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 541 руб.;
на 2025 год в размере 367,92 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 562,7 руб.;
- Территориальной программой на 1 обращение в связи с заболеваниями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета норматив установлен:
на 2024 год в размере 1132,44 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 1568,9 руб.;
на 2025 год в размере 1132,44 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 1631,6 руб.;
- Территориальной программой на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь) за счет бюджетных ассигнований областного бюджета норматив установлен:
на 2023 год в размере 7495,12 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 15407,1 руб.;
на 2024 год в размере 5803,09 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 16023,4 руб.;
на 2025 год в размере 5803,09 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 16664,3 руб.;
- Территориальной программой на 1 случай госпитализации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара за счет бюджетных ассигнований областного бюджета норматив установлен:
на 2025 год в размере 95124,32 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 96444,8 руб.;
- Территориальной программой на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, включая посещение по паллиативной помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами за счет бюджетных ассигнований областного бюджета норматив установлен:
на 2023 год в размере 467,42 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 467,6 руб.;
на 2024 год в размере 419,28 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 486,3 руб.;
на 2025 год в размере 419,28 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 505,8 руб.;
- Территориальной программой на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, включая посещение на дому выездными патронажными бригадами за счет бюджетных ассигнований областного бюджета норматив установлен:
на 2023 год в размере 2324,54 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 2338,3 руб.;
на 2024 год в размере 2106,13 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 2431,8 руб.;
на 2025 год в размере 2106,13 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 2529,1 руб.;
- Территориальной программой на 1 койко-день при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского учета) за счет бюджетных ассигнований областного бюджета норматив установлен:
на 2023 год в размере 680,16 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 2764,7 руб.;
на 2024 год в размере 622,6 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 2875,3 руб.;
на 2025 год в размере 629,69 руб., при установлении среднего аналогичного норматива в Федеральной программе - 2990,3 руб.
Из системного толкования положений Федеральной программы следует, что органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются с учетом коэффициента дифференциации как подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы, так и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Для определения стоимости единицы норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в рамках Территориальной программы необходимо провести коррекцию путем умножения величины соответствующих средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по условиям ее оказания за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования, установленных Федеральной программой, на величину коэффициента дифференциации.
При рассмотрении дела судом установлено, что размер нижеприведенных оспариваемых нормативов финансовых затрат ниже, чем размер средних нормативов финансирования, установленных Федеральной программой, с применением коэффициента дифференциации для ЕАО (1,494).
Так, Территориальной программой на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь) за исключением медицинской реабилитации и федеральных медицинских организаций, в рамках территориальной программы ОМС норматив установлен:
на 2023 год в размере 34690,92 руб., при минимально требуемом размере 37422,46 руб. (25048,5 руб. x 1,494 = 37422,46 руб., где 25048,5 руб. - средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленный Федеральной программой в приложении в„– 5);
на 2024 год в размере 36697,32 руб., при минимально требуемом размере 39318,05 руб. (26317,3 руб. x 1,494 = 39318,05 руб., где 26317,3 руб. - средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленный Федеральной программой в приложении в„– 5);
на 2025 год в размере 38754,84 руб., при минимально требуемом размере 41222,15 руб. (27591,8 руб. x 1,494 = 41222,15 руб., где 27591,8 руб. - средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленный Федеральной программой в приложении в„– 5).
Также, анализ положений двух программ свидетельствует об установлении правительством ЕАО заниженных подушевых нормативов финансирования (в расчете на одно застрахованное лицо), чем размер средних подушевых нормативов финансирования, установленных Федеральной программой, с применением коэффициента дифференциации для ЕАО.
Так, в соответствии с положениями раздела VI Территориальной программы подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета) за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС (в расчете на одно застрахованное лицо) на оказание медицинской помощи медицинскими организациями (за исключением федеральных медицинских организаций) установлены в следующих размерах:
на 2023 год - 23443,57 руб., при минимально требуемом размере 23640,46 руб. (15823,6 руб. x 1,494 = 23640,46 руб., где 15823,6 руб. - средний подушевой норматив финансирования, установленный Федеральной программой в разделе VI);
на 2024 год - 24958,62 руб., при минимально требуемом размере 25348,1 руб. (16966,6 руб. x 1,494 = 25 348,1 руб., где 16966,6 руб. - средний подушевой норматив финансирования, установленный Федеральной программой в разделе VI);
на 2025 год - 26349,6 руб., при минимально требуемом размере 26742,15 руб. (17899,7 руб. x 1,494 = 2642,15 руб., где 17899,7 руб. - средний подушевой норматив финансирования, установленный Федеральной программой в разделе VI).
Судом учтено, что действующим законодательством субъекты Российской Федерации не наделены правом произвольно занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи, а реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от недостаточности средств в бюджете субъекта Российской Федерации либо иных причин.
Доказательства, указывающие на отсутствие у жителей ЕАО потребности в получении бесплатной медицинской помощи в объемах и пределах, гарантированных Федеральной программой, стороной административного ответчика не представлено.
Таким образом, оспариваемые прокурором положения Территориальной программы противоречат федеральному законодательству, нарушает право неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Еврейской автономной области, на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном федеральным законодательством, что является основанием для признания Территориальной программы в оспариваемой части недействующей.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Пунктом 4 постановления от 30.03.2023 в„– 157-пп установлено, что оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Таким образом, поскольку оспариваемые прокурором положения Территориальной программы на момент рассмотрения заявленных требований применяются и служат основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей с 01.01.2023, то суд признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).
При этом при рассмотрении дел в порядке абстрактного нормоконтроля полномочия судов ограничены проверкой нормативных правовых актов на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, и данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность по принятию заменяющего акта.
В настоящем деле отсутствуют основания полагать, что в результате принятия судебного акта возникнет недостаточная правовая урегулированность в сфере гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ЕАО на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, поскольку при признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, обязанность компетентного органа утвердить соответствующие положения Территориальной программы возникает в силу закона.
При таких обстоятельствах, возложение на административного ответчика обязанностей по осуществлению нормотворческой деятельности по данному вопросу фактически означало бы вмешательство суда в компетенцию государственных органов в сфере нормотворчества, что не предусмотрено процессуальным законодательством.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ и статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 в„– 2124-1 "О средствах массовой информации" суд находит необходимым указать резолютивной части решения суда на необходимость по вступлению настоящего решения суда в законную силу опубликования сообщения о нем в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов ЕАО.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 194, 195, 213 - 215 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Еврейской автономной области, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц, к правительству Еврейской автономной области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления правительства ЕАО от 30.03.2023 в„– 157-пп "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу, следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.03.2023 в„– 157-пп:
в приложении в„– 5 к Территориальной программе в части установления заниженных размеров территориальных нормативов объема медицинской помощи:
- для паллиативной медицинской помощи, включая посещения на дому выездными патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в 2025 году - 0,0072 посещений;
- для паллиативной медицинской помощи, включая паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в 2023 году - 0,025 койко-дней, в 2024 году - 0,025 койко-дней, в 2025 году - 0,025 койко-дней;
в приложении в„– 5 к Территориальной программе в части установления заниженных размеров территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 502,43 рублей, на 2024 год - 367,92 рублей, на 2025 год - 367,92 рублей;
- на 1 обращение в связи с заболеваниями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2024 год в размере 1132,44 рублей, на 2025 год - 1132,44 рублей;
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь) за счет средств областного бюджета на 2023 год в размере 7495,12 рублей, на 2024 год - 5803,09 рублей, на 2025 год - 5803,09 рублей;
- на 1 случай госпитализации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара за счет средств областного бюджета на 2025 год в размере 95124,32 рублей;
- на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, включая посещение по паллиативной медицинской помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 467,42 рублей, на 2024 год - 419,28 рублей, на 2025 год - 419,28 рублей;
- на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи, включая посещение на дому патронажными бригадами, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 2324,54 рублей, на 2024 год - 2106,13 рублей, на 2025 год - 2106,13 рублей;
- на 1 койко-день при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год в размере 680,16 рублей, на 2024 год - 622,60 рублей, на 2025 год - 629,69 рублей;
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь) за исключением медицинской реабилитации и федеральных медицинских организаций, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2023 год в размере 34690,92 рублей, на 2024 год - 36697,32 рублей, на 2025 год - 38754,84 рублей;
положения раздела VI Территориальной программы в части установления заниженных размеров территориальных подушевых нормативов финансирования (без учета расходов федерального бюджета) за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования (в расчете на одно застрахованное лицо) на оказание медицинской помощи медицинскими организациями (за исключением федеральных медицинских организаций) в 2023 году - 23443,57 рублей, в 2024 году - 24958,62 рублей, в 2025 году - 26349,60 рублей.
Обязать правительство Еврейской автономной области опубликовать сообщение о данном решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в одном из официальных источников опубликования нормативных правовых актов.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья суда ЕАО
Р.В.ТИМИРОВ


------------------------------------------------------------------