Типы документов



Постановление правительства ЕАО от 30.10.2023 N 439-пп "О прогнозе социально-экономического развития Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2023 г. в„– 439-пп

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 И 2026 ГОДОВ

В целях исполнения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона Еврейской автономной области от 28.10.2015 в„– 792-ОЗ "О стратегическом планировании в Еврейской автономной области", постановления правительства Еврейской автономной области от 02.06.2015 в„– 247-пп "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Еврейской автономной области на среднесрочный период" правительство Еврейской автономной области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Департаменту экономики правительства Еврейской автономной области представить прогноз социально-экономического развития Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в департамент финансов правительства Еврейской автономной области для представления одновременно с проектом закона Еврейской автономной области "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в Законодательное Собрание Еврейской автономной области.
3. Настоящее постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.

Вице-губернатор области - первый заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО





ОДОБРЕН
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 30.10.2023 в„– 439-пп

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

Показатели
прогноза социально-экономического развития Еврейской
автономной области на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов

Наименование показателя
Единица измерения
2023 год, оценка
Прогнозный период
2024 год
2025 год
2026 год
I вар.
II вар.
III вар.
I вар.
II вар.
III вар.
I вар.
II вар.
III вар.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1. Население
Численность населения (в среднегодовом исчислении)
Тыс. человек
146,49
144,35
144,68
144,90
142,12
143,17
144,01
140,12
141,94
143,81
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)
Тыс. человек
84,73
83,62
83,62
83,62
82,27
82,65
82,90
81,06
81,88
82,59
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года)
Тыс. человек
32,92
32,49
32,49
32,49
31,96
32,11
32,21
31,49
31,81
32,09
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Число лет
68,00
68,83
69,88
70,23
69,43
71,58
73,67
69,62
72,08
74,37
Общий коэффициент рождаемости
Число родившихся на 1 тыс. человек населения
8,69
7,94
8,71
9,31
8,46
8,98
9,84
8,54
9,10
10,15
Общий коэффициент смертности
Число умерших на 1 тыс. человек населения
12,84
13,29
12,35
11,68
13,23
12,23
10,58
13,02
11,84
9,54
Коэффициент естественного прироста населения
На 1 тыс. человек населения
-4,2
-5,4
-3,6
-2,4
-4,8
-3,3
-0,7
-4,5
-2,7
0,6
Миграционный прирост (убыль)
Тыс. человек
-1,32
-1,58
-1,16
-0,91
-1,43
-0,88
-0,44
-1,27
-0,73
0,06
2. Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт
Млрд рублей
94,38
101,55
102,71
103,33
108,73
111,61
113,14
116,77
121,40
125,61
Темп роста объема валового регионального продукта
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,60
102,10
103,70
104,70
102,30
103,90
105,1
102,50
104,10
106,60
Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта
% к предыдущему году
106,20
105,40
105,00
104,60
104,70
104,60
104,20
104,70
104,50
104,10
Выпуск товаров и услуг
Млрд рублей
163,33
175,82
177,78
179,11
188,50
193,45
196,42
202,85
210,86
218,68
3. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
Млрд рублей
34,03
36,24
37,23
38,44
38,28
39,60
41,27
40,87
43,72
47,0
Индекс промышленного производства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
95,07
101,73
104,69
108,21
101,06
101,99
103,03
102,93
106,58
109,96
Добыча полезных ископаемых
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
92,44
101,36
105,48
110,57
100,61
101,48
102,63
103,02
108,29
113,35
Добыча угля
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Добыча сырой нефти и природного газа
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Добыча металлических руд
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
86,90
100,25
100,90
101,54
101,00
101,64
102,30
103,12
109,23
115,65
Добыча прочих полезных ископаемых
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
178,40
114,15
138,10
170,48
101,25
102,80
106,40
100,67
101,89
103,12
Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Обрабатывающие производства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
94,39
101,57
104,30
106,82
100,57
101,12
102,40
100,13
100,69
101,29
Производство пищевых продуктов
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,34
100,55
101,27
102,00
100,18
100,23
100,84
100,50
101,70
102,23
Производство напитков
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
93,30
100,07
100,24
100,35
100,10
100,85
101,14
100,24
100,99
101,56
Производство табачных изделий
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство текстильных изделий
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
204,60
101,24
102,57
103,13
100,30
100,84
101,22
101,50
102,50
103,69
Производство одежды
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
101,70
100,30
100,89
101,60
100,57
101,00
101,86
100,93
101,41
102,84
Производство кожи и изделий из кожи
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,14
100,17
100,38
100,97
101,13
102,00
102,85
100,12
100,56
101,20
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
89,47
110,10
117,30
123,12
101,10
102,20
106,40
100,12
100,78
101,06
Производство бумаги и бумажных изделий
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
86,30
100,67
101,29
101,97
100,78
101,54
102,30
100,09
100,80
101,12
Производство кокса и нефтепродуктов
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство химических веществ и химических продуктов
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство резиновых и пластмассовых изделий
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
110,21
100,13
100,71
101,00
101,11
102,00
102,80
100,21
100,78
101,45
Производство прочей неметаллической минеральной продукции
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
35,40
100,24
100,54
101,00
100,38
101,15
101,80
102,06
103,14
105,00
Производство металлургическое
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,15
100,35
101,07
101,80
100,70
101,60
102,07
101,41
102,24
103,18
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство электрического оборудования
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство прочих транспортных средств и оборудования
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Производство мебели
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
108,16
100,57
101,00
101,68
101,24
102,00
102,47
100,19
100,88
101,32
Производство прочих готовых изделий
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Ремонт и монтаж машин и оборудования
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,17
100,08
100,57
101,03
101,23
101,98
102,30
100,50
101,27
102,00
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
101,74
101,12
101,78
102,24
100,60
101,8
102,14
102,00
103,90
105,13
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,40
101,64
102,12
102,87
100,13
100,89
101,50
101,47
102,00
102,64
Потребление электроэнергии
Млн кВт.ч
1967,40
2284,00
2405,05
2526,10
2309,00
2431,40
2553,80
2322,00
2445,00
2568,00
Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей
Руб./тыс. кВт.ч
3772,10
3960,71
3960,71
3960,71
4079,53
4079,53
4079,53
4181,51
4181,51
4181,51
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей
За период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года, %
108,80
105,00
105,00
105,00
103,00
103,00
103,00
102,50
102,50
102,50
4. Сельское хозяйство
Продукция сельского хозяйства
Млрд рублей
7,50
8,02
8,10
8,35
8,57
8,93
9,43
9,32
10,10
11,55
Индекс производства продукции сельского хозяйства
% к предыдущему году
100,53
100,88
101,89
105,04
101,52
104,85
107,56
103,23
107,44
116,46
Продукция растениеводства
Млрд рублей
6,05
6,51
6,55
6,79
6,97
7,27
7,75
7,62
8,32
9,70
Индекс производства продукции растениеводства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,64
101,45
102,15
105,83
101,70
105,57
108,75
103,70
108,50
118,75
Продукция животноводства
Млрд рублей
1,45
1,51
1,55
1,56
1,60
1,65
1,68
1,70
1,78
1,86
Индекс производства продукции животноводства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,10
98,50
100,80
101,75
100,75
101,80
102,40
101,20
102,80
105,85
5. Строительство
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"
Млрд рублей
18,79
20,70
21,13
21,44
22,84
23,88
24,37
25,16
27,00
27,76
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
109,00
104,10
106,50
108,00
104,90
107,60
108,30
105,30
108,10
108,90
Индекс-дефлятор по виду деятельности "Строительство"
% к предыдущему году
107,00
105,80
105,60
105,60
105,20
105,00
105,00
104,60
104,60
104,60
Ввод в действие жилых домов
Тыс. кв. м в общей площади
30,00
31,00
32,00
32,50
31,00
32,50
33,00
31,50
33,50
34,20
6. Торговля и услуги населению
Индекс потребительских цен на конец года
% к декабрю предыдущего года
106,05
105,00
104,17
104,17
104,00
104,07
104,07
104,00
104,02
104,02
Индекс потребительских цен в среднем за год
% к предыдущему году
106,26
107,00
105,40
105,40
104,20
104,14
104,14
104,00
103,98
103,98
Оборот розничной торговли
Млрд рублей
37,41
40,23
40,81
41,09
42,55
43,86
44,28
44,91
48,20
47,89
Индекс физического объема оборота розничной торговли
% к предыдущему году
108,5
100,50
103,50
104,20
102,50
103,20
103,50
101,50
103,50
104,00
Индекс-дефлятор
% к предыдущему году
106,26
107,00
105,40
105,40
104,20
104,14
104,14
104,00
103,98
103,98
Объем платных услуг населению
Млрд рублей
11,93
12,69
12,82
12,94
13,43
13,75
13,96
14,31
14,79
15,16
Индекс физического объема платных услуг населению
% к предыдущему году
101,70
101,50
102,50
103,50
101,10
102,50
103,00
102,00
103,00
104,00
Индекс-дефлятор
% к предыдущему году
110,29
104,82
104,82
104,82
104,69
104,69
104,69
104,41
104,41
104,41
7. Внешнеэкономическая деятельность
Экспорт товаров
Млн долл. США
341,33
346,45
347,81
353,72
352,34
354,42
362,57
359,03
361,15
368,01
Импорт товаров
Млн долл. США
8,56
8,85
9,39
9,52
9,24
9,81
10,24
9,64
10,25
10,70
Страны дальнего зарубежья











Экспорт товаров, всего
Млн долл. США
341,16
346,17
347,47
353,37
351,36
353,37
371,5
357,34
359,38
365,49
Экспорт топливно-энергетического комплекса
Млн долл. США
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Импорт товаров, всего
Млн долл. США
7,73
7,99
8,20
8,30
8,33
8,55
8,85
8,69
8,92
9,30
Государства - участники СНГ











Экспорт товаров, всего
Млн долл. США
0,17
0,28
0,34
0,35
0,97
1,05
1,09
1,69
1,77
2,52
Импорт товаров, всего
Млн долл. США
0,82
0,86
1,20
1,22
0,91
1,26
1,31
0,95
1,32
1,40
8. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года)
Единиц
3680
3685
3700
3715
3690
3720
3750
3695
3740
3780
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей)
Тыс. человек
14,01
14,88
15,10
15,27
15,48
15,71
16,64
15,84
16,07
18,14
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия
Млрд рублей
46,60
48,50
50,30
51,25
50,4
54,30
56,40
52,4
58,60
62,00
9. Инвестиции
Инвестиции в основной капитал
Млрд рублей
23,35
25,27
25,82
26,10
27,41
28,57
29,18
29,85
31,68
32,75
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
106,50
101,90
104,20
105,30
103,00
105,30
106,40
103,90
105,80
107,10
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал
% к предыдущему году
109,00
106,20
106,10
106,10
105,30
105,10
105,10
104,80
104,80
104,80
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте
%
24,70
24,90
25,10
25,20
25,20
25,60
25,80
25,60
26,10
26,10
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объемы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)
Млн рублей
20131,54
21785,91
22256,67
22687,20
23628,78
24631,52
25592,83
25728,72
27311,03
28475,81
Собственные средства
Млн рублей
10500,00
11820,00
11850,00
12009,20
13000,00
13400,00
13878,83
14200,00
14700,00
15279,31
Привлеченные средства, из них:
Млн рублей
9631,54
9965,91
10406,67
10678,00
10628,78
11231,52
11714,00
11528,72
12611,03
13196,50
кредиты банков, в том числе:
Млн рублей
150,00
155,00
200,00
220,00
180,00
300,00
350,00
220,00
450,00
500,00
кредиты иностранных банков
Млн рублей
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
Заемные средства других организаций
Млн рублей
3700,00
3600,00
3750,00
3780,00
3700,00
3850,00
3950,00
3800,00
4100,00
4200,00
Бюджетные средства, в том числе:
Млн рублей
4525,00
4585,00
4763,00
4878,00
4748,00
4981,00
5164,00
4837,00
5214,00
5396,50
федеральный бюджет
Млн рублей
1850,00
2630,00
2775,00
2850,00
2750,00
2920,00
3070,00
2800,00
3120,00
3260,00
бюджеты субъектов Российской Федерации
Млн рублей
2600,00
1880,00
1910,00
1950,00
1920,00
1980,00
2010,00
1955,00
2010,00
2050,00
местные бюджеты
Млн рублей
75,00
75,00
78,00
78,00
78,00
81,00
84,00
82,00
84,00
86,50
Прочие
Млн рублей
1256,54
1625,91
1693,67
1800,00
2000,78
2100,52
2250,00
2671,72
2847,03
3100,00
10. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации
Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации
Млн рублей
22243,70
16618,54
17448,03
17829,94
16263,49
17063,85
17785,30
16328,33
16897,21
17869,57
Налоговые и неналоговые доходы, всего
Млн рублей
11560,00
11407,44
12236,93
12618,84
12143,89
12944,25
13665,70
12520,13
13089,01
14061,37
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, всего, в том числе:
Млн рублей
10767,00
10596,20
11424,10
11762,40
11314,80
12111,10
12808,40
11672,80
12234,20
13195,50
налог на прибыль организаций
Млн рублей
1661,60
1345,90
1732,00
1835,92
1414,54
1615,80
1771,66
1343,81
1400,00
1647,65
налог на доходы физических лиц
Млн рублей
4680,90
4877,50
5032,00
5055,37
5218,92
5389,20
5560,91
5584,25
5718,00
5894,56
налог на добычу полезных ископаемых
Млн рублей
241,00
243,41
252,10
260,28
248,28
262,44
281,10
255,73
273,20
309,21
акцизы
Млн рублей
1135,90
1045,03
1172,20
1226,77
1358,54
1631,70
1717,48
1494,39
1682,20
1734,66
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
Млн рублей
662,30
682,83
740,20
781,51
702,63
748,40
789,33
709,66
726,10
836,69
налог на имущество физических лиц
Млн рублей
74,40
81,17
99,30
110,11
83,61
100,49
113,42
84,44
102,40
116,82
налог на имущество организаций
Млн рублей
1964,70
2043,29
2063,20
2141,52
2002,42
2032,90
2205,77
1902,30
1986,10
2271,94
налог на игорный бизнес
Млн рублей
0,10
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
транспортный налог
Млн рублей
152,30
144,69
179,20
182,76
148,01
169,00
191,90
151,12
171,80
193,82
земельный налог
Млн рублей
46,00
49,68
55,40
59,80
50,18
54,80
60,88
50,68
57,40
61,49
Неналоговые доходы
Млн рублей
793,00
811,24
812,83
856,44
829,09
833,15
857,30
847,33
854,81
865,87
Безвозмездные поступления, всего, в том числе:
Млн рублей
10683,70
5211,10
5211,10
5211,10
4119,60
4119,60
4119,60
3808,20
3808,20
3808,20
субсидии из федерального бюджета
Млн рублей
4428,20
2847,80
2847,80
2847,80
1622,60
1622,60
1622,60
1310,70
1310,70
1310,70
субвенции из федерального бюджета
Млн рублей
574,70
368,40
368,40
368,40
310,00
310,00
310,00
310,40
310,40
310,40
дотации из федерального бюджета, в том числе:
Млн рублей
2954,40
1854,50
1854,50
1854,50
2046,00
2046,00
2046,00
2046,00
2046,00
2046,00
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Млн рублей
2541,57
1854,50
1854,50
1854,50
2046,00
2046,00
2046,00
2046,00
2046,00
2046,00
Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, всего, в том числе по направлениям:
Млн рублей
26974,50
16931,10
17781,80
18172,70
16336,80
17166,00
17909,80
16246,00
16863,50
17899,60
общегосударственные вопросы
Млн рублей
2114,90
1686,70
1771,70
1810,70
1643,20
1726,60
1797,40
1654,40
1717,30
1823,80
национальная оборона
Млн рублей
11,80
9,40
9,90
10,10
11,40
12,00
12,50
19,90
20,70
22,00
национальная безопасность и правоохранительная деятельность
Млн рублей
291,40
237,30
249,30
254,80
282,80
297,10
309,30
273,90
284,30
301,90
национальная экономика
Млн рублей
5237,30
3523,20
3700,80
3782,20
3331,00
3500,10
3643,60
3040,80
3156,40
3352,10
жилищно-коммунальное хозяйство
Млн рублей
5171,10
1576,00
1655,50
1691,90
379,20
398,40
414,70
393,70
408,70
434,00
охрана окружающей среды
Млн рублей
51,50
39,10
41,10
42,00
43,00
45,20
47,10
44,60
46,30
49,20
образование
Млн рублей
4775,10
4237,70
4451,40
4549,30
4303,30
4521,70
4707,10
4451,40
4620,60
4907,10
культура, кинематография
Млн рублей
609,10
538,40
565,50
577,90
539,60
567,00
590,20
561,80
583,10
619,30
здравоохранение
Млн рублей
1561,70
711,70
747,60
764,00
656,80
690,10
763,40
662,80
688,00
730,70
социальная политика
Млн рублей
6356,60
3926,30
4124,30
4215,00
4586,40
4819,20
5016,80
4591,20
4765,70
5061,20
физическая культура и спорт
Млн рублей
714,70
261,20
274,40
280,40
332,60
349,50
363,80
266,80
276,90
294,10
средства массовой информации
Млн рублей
28,60
23,60
24,80
25,30
24,70
26,00
27,10
25,90
26,90
28,60
обслуживание государственного и муниципального долга
Млн рублей
50,70
160,50
165,50
169,10
202,80
213,10
216,80
258,80
268,60
275,60
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации
Млн рублей
-4730,80
-312,56
-333,78
-342,76
-73,31
-102,15
-124,50
82,33
33,71
-30,03
Государственный долг субъекта Российской Федерации
Млн рублей
8100,28
8376,37
8376,37
8376,37
8145,68
8145,68
8145,68
7772,79
7772,79
7772,79
Муниципальный долг муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации
Млн рублей
930,75
962,01
964,13
965,03
969,34
974,34
977,48
977,57
977,71
980,48
11. Денежные доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения
% к предыдущему году
103,16
101,00
102,50
105,10
101,20
102,50
104,20
101,50
102,70
104,10
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения:
Руб./месяц
19377,00
20185,00
20185,00
20185,00
21154,00
21154,00
21154,00
23338,00
23338,00
23338,00
трудоспособного населения
Руб./месяц
21121,00
22002,00
22002,00
22002,00
23058,00
23058,00
23058,00
25438,00
25438,00
25438,00
пенсионеров
Руб./месяц
16664,00
17359,00
17359,00
17359,00
18192,00
18192,00
18192,00
20071,00
20071,00
20071,00
детей
Руб./месяц
19488,00
20301,00
20301,00
20301,00
21127,00
21127,00
21127,00
22638,00
22638,00
22638,00
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения
%
18,80
19,00
18,50
17,40
18,80
17,80
16,10
18,00
17,00
14,90
12. Труд и занятость
Численность рабочей силы
Тыс. человек
73,52
73,05
73,81
75,16
72,73
74,04
76,08
72,55
74,45
77,41
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций
Рублей
63189,78
66981,17
68491,21
68792,42
70196,26
73148,20
75327,70
73635,90
77994,70
82107,20
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций
% к предыдущему году
110,94
106,00
108,39
109,80
104,80
106,80
109,50
104,90
106,63
109,00
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)
Рублей
51626,10
54723,60
55957,30
56203,40
57350,30
59762,10
61542,70
60160,50
63721,60
67081,60
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)
% к предыдущему году
110,90
106,00
108,40
108,90
104,80
106,80
109,50
104,90
106,60
109,00
Реальная заработная плата работников организаций
% к предыдущему году
104,41
99,07
102,84
104,17
100,58
102,55
105,15
100,87
102,54
104,83
Индекс производительности труда
%
103,01
103,75
104,82
103,45
103,41
103,74
101,44
103,42
105,92
103,84
Уровень безработицы (по методологии МОТ)
% к рабочей силе
3,65
4,04
3,61
3,39
4,06
3,58
3,32
4,07
3,49
3,24
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)
%
1,05
1,51
1,22
1,13
1,37
1,15
1,05
1,31
1,07
0,90
Общая численность безработных (по методологии МОТ)
Тыс. человек
2,68
2,95
2,67
2,55
2,95
2,65
2,53
2,95
2,60
2,51
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)
Тыс. человек
0,77
1,10
0,90
0,85
1,00
0,85
0,80
0,89
0,82
0,80
Фонд заработной платы работников организаций
Млн рублей
30599,52
32273,32
33480,70
33695,19
33653,33
36081,96
37194,20
35309,40
38504,40
40615,75
Темп роста фонда заработной платы работников организаций
% к предыдущему году
111,00
105,50
109,40
110,10
104,30
107,80
110,40
104,90
106,70
109,20

Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Еврейской
автономной области на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов

Прогноз социально-экономического развития Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработан во исполнение постановления правительства Еврейской автономной области от 02.06.2015 в„– 247-пп "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Еврейской автономной области на среднесрочный период" с учетом доведенных основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Еврейской автономной области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - прогноз) разработаны с учетом предложений органов исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством Еврейской автономной области (далее - область), перспективных планов хозяйствующих субъектов области и других данных, представленных участниками разработки прогноза, на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в области, с учетом внешних условий и рисков, предполагаемого осуществления инвестиционных проектов на территории области. Также учтены программные мероприятия, предусмотренные государственными программами Российской Федерации и государственными программами области, итоги социально-экономического развития области за январь - сентябрь 2023 года, итоги реализации региональных проектов области в рамках национальных проектов (программ) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - региональные проекты области, реализуемые в рамках национальных проектов (программ)).
Прогноз социально-экономического развития области представлен в трех вариантах: 1-й вариант - консервативный; 2-й вариант - базовый; 3-й вариант - целевой.

Основные показатели прогноза социально-экономического
развития

Численность населения области к 2026 году составит 139,06 тыс. человек (по базовому варианту прогноза).
В плановом периоде 2024 - 2026 годов прогнозируется сокращение общего коэффициента смертности с 15,17 в 2022 году до 11,84 в 2026 году в результате реализации региональных проектов области, реализуемых в рамках национальных проектов (программ).
Ожидается ежегодное улучшение показателя "миграционный прирост (убыль) населения", к 2026 году миграционный прирост прогнозируется на уровне 0,06 тыс. человек (по базовому варианту прогноза).
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2022 году, по предварительной оценке, составил 86,6 млрд рублей, или 102,3 процента (в сопоставимых ценах) к уровню предыдущего года.
В 2023 году ВРП составит 94,4 млрд рублей, или 102,6 процента (в сопоставимых ценах) к уровню предыдущего года.
Ожидаемый рост ВРП к 2026 году составит 15,1 процента к уровню 2022 года, или 121,4 млрд рублей (по базовому варианту прогноза). Рост ВРП обеспечат перспективные для области направления деятельности: горнодобывающая промышленность, агропромышленный и лесной комплексы, туристическая сфера, производство строительных материалов. В структуре ВРП области доминирующими видами экономической деятельности будут транспортировка и хранение, горнодобывающая отрасль и строительство. Их удельный вес составит более 47,0 процента.
Сводный индекс промышленного производства области по итогам 2022 года в сопоставимой оценке составил 107,0 процента. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в добывающих и обрабатывающих производствах, в сферах электроэнергетики и водоснабжения области составил 37,2 млрд рублей.
В структуре промышленного производства области доля добычи полезных ископаемых составляла 57,2 процента; на долю обрабатывающей промышленности приходилось 25,3 процента; по видам экономической деятельности: "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов" - соответственно 14,8 процента и 2,7 процента от объема всей отгруженной продукции в области.
В 2023 году сводный индекс промышленного производства в области составит 95,1 процента.
Сводный индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" составит 92,4 процента. В настоящее время ООО "Кимкано-сутарский горно-обогатительный комбинат" (далее - Кимкано-Сутарский ГОК) является крупнейшим предприятием области. Численность работников - более 1,5 тыс. человек. В месяц предприятие отгружает более 200 тыс. тонн продукции. Полная мощность предприятия составляет 3,2 млн тонн железорудного концентрата в год. Наибольший объем товарной продукции поставляется российским потребителям.
В 2023 году ООО "Дальграфит" - дочерняя компания ООО "Группа "Магнезит", осуществляющая проект "Освоение Тополихинского участка Союзного месторождения графита в Еврейской автономной области", планирует ввести в эксплуатацию горно-обогатительное предприятие по производству кристаллического графита с проектной мощностью 40,0 тыс. тонн графитового концентрата в год (выход предприятия на проектную мощность запланирован на 2024 год). Планируется реализация полного производственного цикла от добычи и обогащения руды, ее транспортировки и до создания высокотехнологичного производства по механической обработке графита, выпуску компонентов для аккумуляторных батарей и других видов продукции. Добыча и переработка сырья рассчитаны на ближайшие 60 лет.
В 2026 году запланирован ввод 2-й очереди Кимкано-Сутарского ГОКа (вовлечение в производственный процесс Сутарского железорудного месторождения), что позволит существенно увеличить ресурсную базу предприятия и увеличить срок его работы еще на несколько десятилетий, а также создать более 200 новых рабочих мест.
Таким образом, рост индекса промышленного производства по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" в 2026 году составит 8,3 процента к уровню 2025 года и 7,1 процента к уровню 2022 года (по базовому варианту прогноза).
В 2023 году индекс промышленного производства по виду деятельности "обрабатывающие производства" оценивается на уровне 94,4 процента.
Основной причиной его снижения является сокращение объемов производимой продукции по виду экономической деятельности "производство прочей неметаллической минеральной продукции".
Так, в 2023 году индекс промышленного производства по данному виду деятельности оценивается на уровне 35,4 процента в связи с прекращением выпуска минеральной продукции предприятием ООО "Кульдурская Горная Компания" (ввиду его ликвидации), а также реорганизацией АО "Теплоозерский цементный завод" в форме присоединения к АО "Спасскцемент".
В 2024 году планируются к завершению работы по созданию высокотехнологичного лесопромышленного предприятия ООО "ВТК Инвест", в результате индекс промышленного производства по виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" составит 117,3 процента (по базовому варианту прогноза).
В среднесрочном периоде предприятия обрабатывающей промышленности области сохранят стабильность производства с учетом поддержания уже существующей базы. В 2026 году индекс промышленного производства обрабатывающей промышленности составит 100,24 процента к уровню 2022 года (по базовому варианту прогноза).
Прогноз индекса промышленного производства по виду деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" выполнен исходя из прогнозируемого роста выработки электрической энергии с учетом ввода новых мощностей и предполагаемого более интенсивного развития производства на территории области. К концу 2026 года прирост данного индекса к уровню 2022 года составит 9,5 процента (по базовому варианту прогноза).
В прогнозном периоде 2024 - 2026 годов рост индекса промышленного производства по виду деятельности "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" составит 7,6 процента к уровню 2022 года (по базовому варианту прогноза). В среднесрочной перспективе тенденцию развития данного направления будут определять осуществляемая предприятиями модернизация и реконструкция водопроводных и канализационных сетей, очистных сооружений, увеличение объемов сбора и переработки отходов производства и потребления.
Рост сводного индекса промышленного производства в 2026 году к уровню 2022 года составит 8,2 процента (по базовому варианту прогноза).
Динамика развития агропромышленного комплекса области до 2026 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, принятые в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка, связанная с внешним санкционным давлением, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В 2023 году индекс производства валовой продукции сельского хозяйства оценивается на уровне 100,5 процента к уровню предыдущего года.
В среднесрочной перспективе за счет увеличения посевных площадей, роста поголовья скота, а также за счет реализации инвестиционных проектов прогнозируется увеличение производства продукции растениеводства и животноводства.
В 2026 году с учетом реализации данных мер прирост индекса производства сельскохозяйственной продукции к уровню 2022 года составит 15,4 процента (по базовому варианту прогноза). Рост индекса производства продукции растениеводства ожидается на уровне 17,8 процента, прирост животноводческой продукции составит 5,6 процента (по базовому варианту прогноза).
В 2023 году объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составит 18792,9 млн рублей, или 109,0 процента к уровню 2022 года в сопоставимых ценах, и в 2026 году увеличится на 35,0 процента в сопоставимых ценах к уровню 2022 года (по базовому варианту прогноза).
Рост данного показателя в прогнозном периоде 2024 - 2026 годов будет связан с реализацией на территории области инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, добывающем и транспортном комплексах, обрабатывающей промышленности, в сфере деятельности по обеспечению и распределению электроэнергии, жилищном строительстве.
В 2023 году ожидается, что объем введенного в эксплуатацию жилья составит 30 тыс. кв. м, или 118,6 процента к уровню 2022 года.
В прогнозном периоде 2024 - 2026 годов ожидается прирост объема вводимого жилья до 32,4 процента к уровню 2022 года (по базовому варианту прогноза). Рост объемов вводимого жилья планируется обеспечить за счет реализации программы "Дальневосточный квартал". Под комплексную жилую застройку в г. Биробиджане выделены 30 га, до 2034 года планируется поэтапное введение 176 тыс. кв. м жилья. Проект реализуется в рамках территории опережающего развития "Амуро-Хинганская" (резидент - ООО "ДВ-Регион Инвест"), стоимость проекта - более 20 млрд рублей.
Инфраструктура розничной торговли в области характеризуется многоформатностью. На территории региона осуществляют деятельность стационарные и нестационарные торговые объекты, проводятся ярмарочные мероприятия, а также функционируют розничные рынки. При этом в сфере розничной торговли продолжены институциональные изменения, обусловленные сокращением неорганизованной торговли, масштабным развитием федеральных и локальных розничных сетей, развитием конкуренции между крупными отечественными розничными сетями, внедрением новых форматов торговли, в том числе интернет-торговли.
В 2023 году оборот розничной торговли за счет увеличения покупательского спроса, по предварительной оценке, составит 37,4 млрд рублей, или 108,5 процента.
В период с 2024 года по 2026 год прогнозируется постепенный рост оборота розничной торговли как за счет снижения инфляционного давления, так и за счет насыщения рынка товарами отечественных производителей по доступным ценам, а также за счет роста реальных располагаемых доходов населения, стабилизации в экономике. В 2024 году прогнозируется рост оборота розничной торговли до 40,8 млрд рублей и до 47,2 млрд рублей в 2026 году с ростом индекса физического объема за 3 года на 10,6 процента (по базовому варианту прогноза).
В 2023 году объем оказанных платных услуг прогнозируется в размере 11,9 млрд рублей, рост показателя к уровню 2022 года - на 1,7 процента. С 2024 года по 2026 год прогнозируется планомерный рост объема оказанных платных услуг населению с 12,8 млрд рублей в 2024 году до 14,8 млрд рублей в 2026 году с ростом индекса физического объема в сопоставимых ценах на 8,2 процента. Развитию платных услуг, предоставляемых населению, будут способствовать такие факторы, как расширение перечня оказываемых услуг, развитие малого предпринимательства, проводимая государственная политика регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей (тарифы на электроэнергию, услуги ЖКХ, тарифы на перевозки).
Развитие потребительского рынка товаров и услуг в ближайшей перспективе будет направлено на максимальное обеспечение населения необходимыми товарами и услугами, развитие конкурентной среды, повышение качества и безопасности товаров.
На фоне текущей ситуации в экономике в 2023 году индекс потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2022 года) в области, по предварительной оценке, составит 6,1 процента, а в среднем за год будет на уровне 6,3 процента. В период 2024 - 2026 годов индекс потребительских цен на товары и услуги стабилизируется и составит 4,2 - 4,0 процента к декабрю предыдущего года.
Основным внешнеторговым партнером области является Китайская Народная Республика, на долю которой приходится 98,0 процента внешнеторгового оборота. Кроме того, в число стран-контрагентов области входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Итальянская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Королевство Испания, Государство Япония, Монголия.
Основную номенклатуру экспорта области формируют железорудный концентрат - продукция Кимкано-Сутарского ГОКа (91,0 процента), а также древесина и изделия из нее (6,9 процента), соя (1,0 процента).
Дальнейшее развитие экспортного потенциала области предполагается за счет развития агропромышленного и лесопромышленного комплексов, увеличения объемов производства и переработки сои, поставляемой на экспорт, а также реализации инвестиционных проектов резидентами территории опережающего развития "Амуро-Хинганская".
В структуре импортных поставок наибольший удельный вес занимают металлы и изделия из них, технологическое оборудование, а также некоторые виды продовольственных товаров.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году на территории области составил 20116,8 млн рублей, что в сопоставимых ценах составляет 104,8 процента к уровню 2021 года.
Рост объема инвестиций в основной капитал обеспечен за счет проектов, реализуемых ПАО "Транснефть" (строительство резервной нитки подводного перехода второй очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан через реку Тунгуску), ООО "Кульдурский бруситовый рудник" (строительство сортировального цеха), ОАО "РЖД" (устройство путепроводной железнодорожной развязки на перегоне Волочаевка-1 - пост Тунгусский, модернизация и реконструкция железнодорожных путей, реконструкция железнодорожного моста через реку Большая Бира), ООО "Рубикон" (строительство международного железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян), ООО "Кимкано-Сутарский ГОК" (освоение Сутарского месторождения железной руды).
По видам экономической деятельности наибольший удельный вес занимают инвестиции в: "транспортировка и хранение" - 42,6 процента, "деятельность в области информации и связи" - 24,0 процента, "добыча полезных ископаемых" - 11,0 процента. В данных видах экономической деятельности в 2022 году отмечен рост к уровню 2021 года: 30,4 процента, 8,5 процента, 31,4 процента соответственно.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2022 году наибольший удельный вес составили собственные средства предприятий - 56,8 процента (увеличение на 1,6 процентных пункта (далее - п.п.) по сравнению с 2021 годом), доля привлеченных средств снизилась на 1,6 п.п. и составляет 43,2 процента.
По предварительной оценке, в 2023 году за счет реализации крупных инвестиционных проектов, инвестиционных программ ОАО "РЖД", ПАО "Транснефть", АО "Газпром", ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока объем инвестиций в основной капитал составит 23352,6 млн рублей, или 106,5 процента в сопоставимых ценах к уровню 2022 года.
Структура инвестиций по источникам финансирования в 2023 году остается прежней, основной объем будет приходиться на собственные средства - 52,2 процента, привлеченные средства составят 47,8 процента.
Положительная динамика инвестиций сохранится в прогнозном периоде, прирост инвестиций ожидается от 4,2 процента в 2024 году до 5,8 процента в 2026 году (по базовому варианту прогноза).
Прогнозируется реализация крупных инвестиционных проектов:
В горнодобывающем комплексе:
- продолжение строительства второй очереди комплекса Кимкано-Сутарского ГОКа - освоение Сутарского месторождения железистых кварцитов (ООО "Кимкано-Сутарский ГОК", объем инвестиций - 2,3 млрд рублей);
- освоение Савкинского месторождения брусита в Октябрьском муниципальном районе области на базе Кульдурского бруситового рудника (ООО "Кульдурская бруситовая компания", объем инвестиций - 13,2 млрд рублей);
- разработка Тополихинского участка Союзного месторождения графита и строительство горно-обогатительного комбината с мощностью производства до 40 тыс. тонн графитового концентрата в год (ООО "Дальграфит", объем инвестиций - 7,6 млрд рублей).
В обрабатывающих отраслях:
- реализация проекта строительства завода по производству металлоконструкций 30 тыс. тонн в год (ООО "Биробиджанский Завод Металлоконструкций", объем инвестиций - 200 млн рублей);
- создание высокотехнологичного лесопромышленного предприятия в Облученском муниципальном районе области (ООО "ВТК Инвест", объем инвестиций - 1,1 млрд. рублей);
- строительство комплекса по переработке соевых бобов мощностью 60 тыс. тонн соевых бобов в год (ООО "СК "Свой дом", объем инвестиций - 1,0 млрд рублей);
- создание кластера по производству изделий медицинского назначения, биопрепаратов (ООО "УК" "Индустриальный парк "Шалом", объем инвестиций - 12 млрд рублей);
- создание промышленно-продовольственного кластера "Восточный" (ООО "ППК "Восточный", объем инвестиций - 5,2 млрд рублей).
В сельском хозяйстве планируется реализация инвестиционных проектов по созданию современного животноводческого комплекса (компания "Муданьцзян Ваньдин", объем инвестиций - 5,5 млрд рублей), создание тепличного комплекса (ЗАО "Струнные технологии", объем инвестиций - 9,4 млрд рублей).
Завершение строительства трансграничного железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе с. Нижнеленинское стало импульсом для реализации целого ряда инвестиционных проектов в сферах логистики и производства.
Прирост инвестиций в транспортном комплексе области планируется обеспечить за счет реализации значимых проектов.
В 2023 - 2024 годах завершится строительство приграничной инфраструктуры вышеуказанного мостового перехода.
В примостовой зоне реализуются инвестиционные проекты:
- строительство транспортно-логистического комплекса (ООО "Гарант", объем инвестиций - 12,5 млрд рублей);
- строительство в примостовой территории железнодорожного перевалочного комплекса для организации экспортных поставок сжиженного углеводородного газа (ООО "Объединенная нефтегазохимическая компания", объем инвестиций - 40,0 млрд рублей);
- создание портового кластера по перевалке сыпучих грузов на территории порта "Нижнеленинский" (ООО "ПТЛК - Портовая инфраструктура", объем инвестиций - 383,8 млн рублей);
- создание логистического комплекса для организации импортных поставок погрузочно-разгрузочной техники (ООО "Север", объем инвестиций - 475,0 млн рублей).
С 2024 года на территории области ПАО "Газпром" планирует начать строительство магистрального газопровода (строительство перемычки между газопроводами "Сила Сибири" и "Сахалин - Хабаровск - Владивосток").
В рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД" планируется осуществить работы по реконструкции, модернизации железнодорожных объектов на территории области, в рамках государственных программ области и региональных проектов - работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, мостового перехода через реку Бира в областном центре, путепроводов на автомобильной дороге регионального значения Биробиджан - Унгун - Ленинское, 0 км - 8 км.
В сфере коммунального хозяйства реализуется проект по строительству комплексных объектов по обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов (ООО "Инвестиционная Строительная Компания", объем инвестиций - 664,8 млн рублей).
Федеральной адресной инвестиционной программой предусмотрена реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское, дамбы "Новинская" в Ленинском муниципальном районе (объем инвестиций на 2023 - 2025 годы - 1,9 млрд рублей).
В деятельности по передаче и распределению электроэнергии капитальные вложения на территории области будут обеспечены за счет реализации инвестиционных программ филиала АО "ДРСК" "Электрические сети ЕАО", ПАО "ФСК ЕЭС", структурного подразделения "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "Дальневосточная генерирующая компания".
В рамках мероприятий региональных проектов области, Плана социального развития центров экономического роста области планируется осуществлять строительство социально значимых и инфраструктурных объектов в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта, организации досуга и развлечений на территориях муниципальных образований.
По предварительной оценке, к концу 2023 года реальные располагаемые денежные доходы населения сложатся на уровне 103,2 процента. Росту доходов населения будут способствовать новые ежемесячные выплаты для семей с детьми от 8 до 17 лет, предоставление помощи в рамках нового инструмента жилищных пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, индексация прожиточного минимума, пенсий неработающих пенсионеров и минимальный размер оплаты труда выше уровня инфляции и средних темпов роста зарплат, а также снижение безработицы.
Дополнительный вклад в рост доходов населения области внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса и легализации занятости в ближайшие годы будет расти число самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. Условия для этого позволит создать реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В период 2024 - 2026 годов реальные располагаемые денежные доходы населения составят 102,5 - 102,7 процента (по базовому варианту прогноза).
На 2023 год установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в размере 19377 рублей, в том числе для трудоспособного населения - 21121 рубль, для пенсионеров - 16664 рубля, для детей - 19488 рублей. В дальнейшем рост значения данного показателя будет обусловлен ростом инфляции на территории области.
Реализация региональных проектов области в рамках национальных проектов (программ) на территории региона позволит снизить уровень бедности. Прогнозное значение уровня бедности на 2023 год (18,8 процента населения с доходами ниже величины прожиточного минимума) определено с учетом прогнозируемой величины прожиточного минимума населения и роста среднедушевых денежных доходов населения. В 2023 - 2026 годах прогнозируется снижение уровня бедности до 18,5 процента в 2024 году, 17,8 процента в 2025 году и 17,0 процента в 2026 году (по базовому варианту прогноза).
Несмотря на то, что в 2023 году рынок труда области стабилизировался, продолжающаяся убыль населения в трудоспособном возрасте, миграция трудовых ресурсов в другие субъекты Российской Федерации продолжают оказывать негативное влияние на динамику численности рабочей силы. Так, численность рабочей силы в текущем году оценивается как 73,5 тыс. человек, в том числе 62,1 тыс. человек, занятых в экономике области. Уровень общей безработицы снизится до 3,7 процента, уровень зарегистрированной безработицы - до 1,05 процента от численности рабочей силы.
В условиях постепенной адаптации экономики к внешнему санкционному воздействию ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной. Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на снижение безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
В результате реализации комплекса мер по содействию занятости населения численность занятого населения к 2026 году вырастет до 62,9 тыс. человек (по базовому варианту прогноза). При этом среднегодовой уровень безработицы снизится с 3,7 процента от численности рабочей силы в 2023 году до 3,5 процента в 2026 году.
Численность рабочей силы в 2023 - 2026 годах будет постепенно увеличиваться с 73,5 тыс. человек до 74,4 тыс. человек, в том числе за счет роста потребности в трудовых ресурсах.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозный период будут направлены следующие меры:
- ежегодное повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации;
- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации;
- проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.
Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.
Так, к 2026 году размер номинальной заработной платы достигнет 77994,7 тыс. рублей, что выше на 23,4 процента уровня 2023 года (по базовому варианту прогноза). Рост реальной заработной платы составит 8,1 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в 2023 году, по предварительной оценке, составит 51626,1 рубля. В последующие годы она продолжит рост с 55957,3 рубля в 2024 году до 63721,6 рубля в 2026 году (8,4 процента и 23,4 процента соответственно к уровню 2023 года). Данный рост обусловлен увеличением заработной платы по фондообразующим видам экономической деятельности с высоким уровнем оплаты труда, исполнением майских указов Президента Российской Федерации 2012 года в части достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников.
Согласно уточненному прогнозу, фонд заработной платы в области продолжит увеличиваться с 30,6 млрд рублей в 2023 году до 38,5 млрд рублей в 2026 году.
В 2023 году ожидается рост индекса производительности труда на 3,0 процента с постепенным ростом к 2026 году до 5,9 процента за счет реализации крупных инвестиционных проектов.


------------------------------------------------------------------